Недалеко от границы с Афганистаном Тегеран начал учения сухопутных войск. Масштабные десятидневные военно-морские маневры в Ормузском проливе Иран только завершил и уже в феврале обещает провести новые в стратегически важной акватории. Мировые СМИ выстраивают сценарий возможного военного конфликта в районе Персидского залива и оценивают его последствия для мировой экономики.
"Операция была запланирована заранее и с обострением ситуации в Ормузском проливе никак не связана" – так прокомментировали в Лондоне сообщения о том, что в район персидского залива направляется эсминец Daring. Боевой корабль нового поколения оборудован системой противовоздушной обороны, которая может отслеживать до тысячи целей одновременно. Сам эсминец при этом способен передвигаться незаметно для радаров.
Реакции Ирана пока не последовало. Впрочем, эксперты не сомневаются, что эти сообщения без внимания не останутся. Достаточно вспомнить историю с американским авианосцем John Stennis, присутствие которого в акватории во время военно-морских учений Исламской республики иранские власти назвали провокацией.
Любопытно, что накануне экипаж этого корабля, напротив, удостоился слов благодарности со стороны Тегерана, после того как спас из плена моряков с иранской рыболовецкой шхуны. Они провели в плену у сомалийских пиратов более 40 дней. В МИДе Исламской республики это жест приветствовали, но довольно сдержанно, а вот в Вашингтоне о протянутой руке помощи говорили куда более воодушевленно.
"Это невероятная, удивительная история. О ней нам рассказали коллеги из Пентагона. Экипаж авианосца John Stennis, присутствие которого в Ормузском проливе возмутило Иран, спас от пиратов иранских моряков. Их удерживали в заложниках полтора месяца", – заявила официальный представитель Госдепа США Виктория Нуланд.
"Иран тоже неоднократно помогал другим странам в освобождении моряков из плена пиратов. Это гуманитарный жест, и с международными отношениями он никак не связан", – подчеркнул, в свою очередь, министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи.
Дальнейший сценарий эскалации конфликта выглядит так: 30 января на заседании министров иностранных дел стран Евросоюза, как ожидается, будет принято решение о введении нефтяного эмбарго. К этому времени США могут заручиться поддержкой азиатских стран, которые, если не приостановят, то хотя бы сократят закупки иранской нефти.
Исламская республика, как и обещано, перекроет Ормузский пролив. Технически это может выглядеть как "танкерная война". Проще говоря, Иран будет обстреливать иностранные нефтяные корабли на море и с воздуха. Вдоль судоходных путей будут заложены морские мины. В таком случае США и Великобритания, скорее всего, применят силу – сначала уничтожат иранские противокорабельные ракетные комплексы, а затем и флот. И, наконец, в пролив войдут минные тральщики – корабли, способные обезвреживать боеприпасы, которые находятся под водой. Вооруженное противостояние продлится не менее месяца – именно столько, по предварительным оценкам, страны-импортеры смогут продержаться без иранской нефти.
Топливо, по планам Международного энергетического агентства, будет поступать на мировые рынки из стратегических запасов США, ЕС и Японии. За это время цена на черное золото может превысить планку в 200 долларов за баррель.
Развитие событий во многом зависит от того, окажется ли Иран в одиночестве. Финансовую или даже военную поддержку ему могут оказать страны Латинской Америки, например, Венесуэла. 8 января президент Ирана Махмуд Ахмадинежад как раз отправляется в турне по этому региону.