Тема:

Саммит "Большой восьмерки" 12 лет назад

Греческий план G8. Реплика Александра Привалова

Очередной саммит "Большой восьмёрки", состоявшийся в Кэмп-Дэвиде, уделил основное внимание экономическим проблемам. Прежде всего, Европы, а в ней, прежде всего, разумеется, Греции. Реплика Александра Привалова.

Очередной саммит "Большой восьмёрки", состоявшийся в Кэмп-Дэвиде, уделил основное внимание экономическим проблемам. Прежде всего, Европы, а в ней, прежде всего, разумеется, Греции.

В результате долгого обсуждения, по свидетельству российского премьера, неожиданно долгого позиция "Восьмёрки" по Греции даже попала в итоговое коммюнике, что первоначально не планировалось.

Понятно, почему не планировалось: Греция не входит в G8 – это раз, Евросоюз (как целое) не входит в G8 – это два, стало быть, взаимоотношения Греции с ЕС или с еврозоной, не суть, — строго говоря, внутреннее дело сторон, прямо вмешиваться в которые "Восьмёрке" как бы ни с руки.

Впрочем, дипломаты без труда нашли аккуратную, никого не обижающую формулировку. В итоговом коммюнике "Восьмёрки" сказано: "Мы согласны, что сильная и сплоченная еврозона важна для мировой стабильности и экономического восстановления, и подтверждаем нашу заинтересованность в том, чтобы Греция осталась в еврозоне, при этом относясь с уважением к своим обязательствам". Попробуем понять, что это значит.

Первая половина фразы безупречна, как всякая тавтология: сильная еврозона, вне всяких сомнений, была бы очень полезна для стабильности и восстановления. А вот вторая половина фразы получилась, увы, слишком туманной: не очень понятно, за что конкретно высказалась "Восьмёрка". Очень многие, я думаю, просто все, хотели бы и сохранения Греции в еврозоне, и выполнения греками взятых на себя обязательств. Увы, вторым даже не пахнет, а потому под большим вопросом первое. Как все мы только что видели, образовать в Греции правительство, которое бы публично подтвердило взятые прежним правительством обязательства по жесточайшей экономии, с помощью демократических механизмов невозможно. Результаты прошлых парламентских выборов не позволили сделать это – и результаты предстоящих, повторных выборов не позволят, ибо наверняка приведут к ещё большему присутствию в парламенте популистов и радикалов. Терпеть дальнейшее затягивание поясов греки не хотят и за него не проголосуют. Похоже, они отстали от быстро меняющейся реальности.

В Евросоюзе уже вполне заметны настроения, ещё год назад немыслимые: да пошла она, эта Греция, без неё веселей. Вот, что говорит не журналист какой-нибудь, а вполне себе ответственный товарищ, еврокомиссар по торговле Карел Де Гюхт: "Год назад, вероятно, была угроза эффекта домино в случае покидания зоны евро одной из стран, однако сегодня мы совместно с ЕЦБ серьёзно прорабатываем возможные сценарии выхода Греции – и это не будет означать автоматического развала валютного союза".

Между тем, греки почему-то продолжают верить, что их возможное выпадение из зоны евро всех страшно пугает, а потому им удастся договориться с Брюсселем о новых, более щадящих условиях предоставления помощи. И это – крайне неприятный тупик.

Кабы Греция стукнула кулаком по столу — "Пойдите вы с вашими кабальными условиями! Возьмите себе своё евро. Мы возвращаемся к драхме!" – всё было бы не так уж плохо. Еврокомиссар прав: эффект домино был бы маловероятен. Ну да, пришлось бы спасать системные банки, которые обожглись бы на греческих облигациях, и это потребовало бы громадных денег, но, по крайней мере, всего один раз, тогда как волынка с Грецией явно бесконечна. Но это если бы Греция сама решила уходить. А вот если она хочет остаться, а её будут с хрустом и скрежетом выставлять – дело иное. Это будет тягчайший, а, возможно, и смертельный удар уже не только по экономическим, но и по политическим основам Евросоюза. И можно прекрасно понять лидеров "Восьмёрки": столь бесславного краха великого проекта очень не хочется допускать.

Не допускать будет очень дорого. Премьер-министр Медведев сказал на пресс-конференции так: "Речь идёт об очень больших суммах. Сегодня фигурировали такие суммы, которые даже для меня были удивительными. Их там сравнивали с суммами, которые когда-то тратились на "план Маршалла". И такое сопоставление (как следует из слов Медведева, звучавшее и на заседаниях саммита) поистине поражает. План Маршалла возник для восстановления Европы, пострадавшей от величайшей войны, для помощи странам, потерявшим в войне миллионы людей, странам, полностью или частично вбомблённым в XIV век. Нынешняя помощь будет оказываться странам после десятилетий небывалого в их истории процветания. В помощи они нуждаются потому, что процветали в кредит, а кредит кончился. Целью плана Маршалла было воссоздание промышленности пострадавших стран, то есть придание самодвижения их экономикам. Целью нынешней помощи будет сохранение возможности для той же Греции, например, жить без всякой самодвижущейся экономики – только затем, чтобы финансисты могли продолжать беспрепятственно делать деньги из воздуха. Вот так изменился мир за 60 лет. Кому-то нравится, кому-то не очень. Удачи вам.