Дмитрий Медведев поручил до июля вывести вице-премьеров и министров из советов директоров госкомпаний. Все они должны взять самоотвод, пояснил помощник главы государства Аркадий Дворкович. Главная идея нововведения – государство не должно претендовать на всеобщее регулирование, что поможет улучшить инвестиционный климат в стране, пояснил президент.
Министры и вице-премьеры присутствуют в советах директоров почти 40 крупных госкомпаний и банков. Вместо них Медведев предложил ввести в советы независимых директоров. Сейчас государство через своих представителей стремится регулировать все и вся, пытаясь стать лучшим бизнесменом, чем сами компании, что невозможно, отметил Медведев.
"Минэкономразвития уже провело необходимый анализ, и считает возможным по всем акционерным обществам на ближайших акционерных собраниях уже принять необходимые решения и внести необходимые изменения в составы советов", – отметил Дворкович. "Для этого, я думаю, те руководящие работники правительства, которые сегодня внесены в состав кандидатов советов, должны будут просто взять самоотвод, то есть не дать согласия войти в состав советов", – подчеркнул помощник президента.
Отвечая на вопрос, кто может занять место высокопоставленных чиновников в советах директоров госкомпаний, Дворкович пояснил, что "это могут быть бывшие госслужащие с хорошей репутацией, иностранные специалисты, люди, имеющие большой опыт работы в бизнесе, либо являются успешными в научной деятельности". Соответствующие предложения будет вносить Минэкономразвития.
В качестве примера чиновников, которые должны покинуть состав советов директоров госкомпаний, Дворкович привел министра энергетики Сергея Шматко, который может покинуть совет директоров "Газпрома". "Виктор Зубков (первый вице-премьер, председатель совета директоров "Газпрома" – ред.) не является профильным руководителем. В совет директоров входят отдельные профильные чиновники, прежде всего – министр энергетики. Я думаю, следуя строгой букве предписаний президента, необходима будет замена", – отметил Дворкович.
"Это касается финансового сектора – ВТБ – Кудрин, энергетического сектора – "Роснефть" – Сечин, транспортного – "Аэрофлот", "Шереметьево" – Левитин, "Россельхозбанк" – Зубков", – уточнил Дворкович. По его словам, вывод чиновников из советов директоров госкомпаний, работающих на конкурентном рынке, состоится в ходе годовых собраний акционеров. Однако госкомпании отличаются по условиям работы на рынке. Так, Федеральная сетевая компания не работает в конкурентной среде, поэтому там замена госчиновников не нужна, пояснил Дворкович.
В свою очередь, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина пояснила, что из советов директоров госкомпаний уберут профильных вице-премьеров и министров, принимающих решения по тем же отраслям, в которых работают эти компании. Цель – избежать конфликта интересов, установить единые правила игры для всех, уточнила министр.
"Мы сейчас проанализируем, в каких советах директоров у нас такая ситуация. В финансовом секторе это есть, в транспорте, в энергетическом секторе, именно там, где у нас есть конкуренция", – подчеркнула Набиуллина. По ее словам, пока до конца не совсем ясно, как поступят с чиновниками, которые входят в советы непрофильных компаний. Например, первый вице-премьер Виктор Зубков, курирующий в правительстве АПК, возглавляет совет директоров "Газпрома", а вице-премьер Александр Жуков, отвечающий за социальную сферу – совет директоров РЖД.
В числе других мер президент потребовал от госкомпаний в ближайшие три года снижать материальные затраты на 10% в год, а в случае невыполнения этого поручения руководителей компаний отстранят от должности. По словам президента, российские госкомпании тратят на приобретение товаров, работ и услуг для своих нужд намного больше, чем их зарубежные конкуренты. К сожалению, чем-то иным, кроме коррупции, объяснить это зачастую почти невозможно, подчеркнул Медведев.
Президент поручил подготовить закон об ответственности чиновников за плохую работу. Если проверка подтвердит обоснованность жалобы на плохую работу, виновные должны нести ответственность, заявил Медведев.
Другой важной частью выступления президента стала тема защиты прав инвесторов. По его словам, миноритарным акционерам публичных компаний необходимо предоставить доступ к информации о деятельности компаний. Если миноритариям не дают всю информацию, "то это одно означает – есть что скрывать", отметил Медведев.
Президент предложил наделить Минэкономразвития правом предлагать отмену нормативных актов, затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Минюст обяжут требовать от ведомств отмены таких документов. Кроме этого, правительство подготовит законопроект, облегчающий сделки в стратегических секторах с участием иностранного капитала.
Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков заявил, что правительство изучит поручения президента и проработает их детали. В частности, речь идет о том, на кого будут заменены чиновники в советах директоров. Дворкович заверил, что предложения Медведева рассчитаны на выполнение уже в этом году и не связаны с намеченными на 2012-й год президентскими выборами.
Медведев не первый раз обращается к вопросу отстранения чиновников от управления госкомпаниями. Еще 2 июля 2009 года, на заседании Совета законодателей по вопросам законодательного обеспечения противодействия коррупции, Медведев выдвинул предложение освободить советы директоров компаний с госучастием от чиновников, которые, по его словам, занимаются в этих органах или лоббизмом, или "кормлением", и заменить их нанятыми специалистами, независимыми членами советов директоров, пояснил Вестям.Ru старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Михаил Субботин.
Затем, 23 октября того же года, президент потребовал, чтобы все чиновники, занимающие высшие посты в национальных спортивных федерациях, ушли в отставку – "их должны возглавлять профессионалы, хватит штаны просиживать, проводить все время в командировках за границей".
"Теперь последовали новые действия со стороны президента по выполнению ранее заявленных им предложений. Не исключено, что может произойти пересмотр принципов государственного управления ключевыми компаниями и места госкомпаний в экономике России", – подчеркнул Субботин.
Чиновник должен стать непредвзятым представителем государства, а не предпринимателем в статусе государственного чиновника, считает президент. Чиновник-предприниматель – это и не предприниматель (завтра уволили – и компания стала ему чужой), и не чиновник (нельзя же отдавать на закланье общественным интересам "свои" компании).
Следовательно, такая политика "усиления роли государства в экономике", на самом деле, подрывала бизнес. Из-за преимуществ для тех самых "своих" компаний оказалась разрушена конкурентная бизнес-среда, о чем и говорит Медведев.
"С определения чиновнику его места начинается борьба с "неприкасаемыми" компаниями на рынке, компаниями, которые получают конкурентные преимущества исключительно за счет благоволения к ним тех самых чиновников", – подчеркнул Субботин.
Это и есть главная мысль преобразований – убрать чиновников из компаний, искоренить лоббизм интересов этих компаний, устранить преимущество лоббируемых компаний и создать действительную конкуренцию.
"Такое разделение бизнеса и власти может стать эффективным инструментом в борьбе с коррупцией. Во всех развитых странах идет беспощадная борьба с так называемым "конфликтом интересов", который рассматривают как элемент коррупции, а в России на таком конфликте интересов оказалась выстроена система государственного управления корпорациями", – отметил эксперт. И Медведев решил изменить подобную систему, чтобы российские компании были более гибкими и конкурентоспособными как в самой России, так и за рубежом. Вместе с тем, улучшение инвестиционного климата невозможно без изменения системы администрирования, а также реформирования правовой системы, заключил Субботин.