В четверг российское правительство обсудит стратегию развития автомобильной промышленности на период до 2020 года. Ее авторы рассчитывают, что уже в этом году автопром должен преодолеть последствия кризиса, а развитие конкурентоспособной автомобильной промышленности в условиях стабилизации рынка должно начаться только в 2015 году.
Как отметил источник в кабинете министров, планы правительства "можно назвать амбициозными". Они исходят из того, что до 2020 года в отрасль впервые придут гигантские деньги - от 1,2 до 1,8 триллиона рублей. Причем только треть этой суммы дадут российские игроки, а остальные деньги - иностранные производители, которых еще предстоит привлекать в Россию. Наибольшая потребность в инвестициях приходится на 2011 и 2012 годы и составляет около 139,5 миллиарда и 85,9 миллиарда рублей соответственно.
По словам источника, "к 2020 году планируется достигнуть емкости рынка легковых автомобилей 3,5-3,6 миллиона в год, из которых доля импорта составит 20 процентов, а экспорта - 8 процентов". "Стратегия предполагает меры стимулирования спроса, налоговые и страховые меры, тарифное и нетарифное стимулирование, а также меры по поддержке экспорта отечественного автопрома", - рассказал он. Кроме того, предполагается "стимулирование высокотехнологичных производств, субсидирование процентной ставки привлеченных средств, отсрочки в погашении займов до пяти лет, госгарантий под привлекаемые кредиты, создание научно- исследовательской базы", - уточнил источник, отметив, что "предполагается прямое бюджетное финансирование по ряду проектов". В первую очередь, речь идет о военных автомобилях и технике двойного назначения.
Похоже, что российское правительство окончательно отказалось от идеи возрождения полностью отечественного автопрома. Так, гигант "АвтоВАЗ" сегодня сотрудничает с компанией Renault-Nissan, владеющей 25 процентами плюс одной акцией российского автопредприятия, которое будет производить машины сразу под тремя брендами. А "Соллерс" вместе с итальянской Fiat буквально месяц назад создали в Набережных Челнах предприятие, которое станет вторым в России по объему выпуска автомобилей. На стадии привлечения стратегического иностранного партнера находится и "Группа ГАЗ". Кроме того, целый ряд крупных иностранных производителей открыли свое производство в РФ – Toyota, Nissan, Ford, GM, Volkswagen, Peugeot, SsangYong. Hyundai
В скором времени в России появится и своя модель гибридного автомобиля. Завод по производству "гибридов" должен появиться в Тольятти, и проект по его созданию уже получил одобрение правительства. Группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова может уже до конца текущего года представить платформу, на основе которой будут сделаны три автомобиля: грузовой, городской и молодежный. "С 2010 года рассчитываем запустить строительство завода, а с 2017 начать серийное производство", - рассказал российский предприниматель.
По словам премьер-министра РФ Владимира Путина, автомобильная промышленность стала одной из тех отраслей мировой экономики, по которым наиболее сильно ударил глобальный финансово-экономический кризис. И эта отрасль получила одну из самых чувствительных "инъекций" господдержки. В частности, выделялись средства на закупка транспорта для государственных и муниципальных нужд, субсидировались процентные ставки по автокредитам для населения, финансировалась перевозка новых автомашин из западной части России на Дальний Восток.
В марте текущего года правительство запускает программу по утилизации старых машин, в рамках которой владелец сдаваемого транспортного средства получит бонус в 50 тысяч рублей, который может быть использован при приобретении новой автомашины. По расчетам Минпромторга, с помощью этой меры, которая уже помогла после кризиса оживить автопром в США, Германии и ряде других стран, удастся обеспечить продажи в России около 200 тысяч новых машин, сообщает ИТАР-ТАСС.