"Боинг" и "ВСМПО-Ависма" объявили об открытии совместного предприятия в Свердловской области. Это самый крупный в мире завод по производству титановых изделий для самолетов. Подробнее об этом проекте в интервью "Вестям" рассказал в среду генеральный директор корпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов.
- Построить тайно от всех за Уралом современный завод. Как у вас это получилось?
- В общем-то, мы этот проект особо не скрывали ни от кого, просто не афишировали в прессе, потому что хотели, чтобы какое-то значимое событие произошло во время визита президента Обамы в Москву. Как говорится, дорога ложка к обеду. И вот мы такое событие преподнесли. Это, действительно, очень значимое событие не только для наших двух компаний, я имею в виду "Российские технологии" и "Боинг", но и для российско-американских отношений в целом.
- А для чего "ВСМПО Ависма" сотрудничает с "Боингом"? Для чего нужно это совместное предприятие?
- Создав это совместное предприятие, мы можем изготавливать сразу готовые изделия. Если раньше мы направляли в Сиэтл, в основном, паковки, слябы, то есть полуфабрикаты, то сегодня, благодаря этому совместному предприятию, мы делаем готовые изделия и сразу же эти готовые изделия направляются на сборку в Сиэтл.
- Расскажите, как это уникальное оборудование появилось на заводе, кто его разрабатывал?
- Да, действительно, на заводе установлено уникальное оборудование - 5-координатные фрезерные станки. В России они пока в единственном экземпляре, потому что это оборудование производится в Соединенных Штатах компанией "Цинциннати". Они запрещены к поставке. Эти станки поставляются только отдельным разрешением президента в те или иные страны.
Мы уже 3 года занимаемся созданием этого совместного предприятия. Полтора года мы пытались получить лицензию. И только благодаря новой администрации, одним из первых решений администрации нового президента господина Обамы была выдача лицензии на поставку этих станков.
- Как, в принципе, взаимодействует "ВСМПО Ависма" и "Боинг" - на паритетных началах? Какие инвестиции были вложены в это предприятие?
- Немного предыстории. 3 года назад в 2006 году мы с этой идеей обратились к нашему тогда еще президенту Владимиру Владимировичу Путину. Пришли совместно с президентом "Боинга", тогда корпорацию возглавлял господин Малали, и высказали идею о создании совместного предприятия на паритетных условиях, то есть 50 на 50. Поддержку получили и стали работать над созданием производства.
Само предприятие было создано в течение 1,5-2 лет, а последние 1,5 года мы пытались получить лицензии. Сейчас, слава Богу, все свершилось, станки уже стоят. Сегодня мы открывали совместно с новым главным исполнительным директором "Боинга" господином Карсом Скоттом этот прекраснейший завод. Он, действительно, очень современный. Это самый крупный в мире завод по производству готовых титановых изделий.
- Вы сказали, что хороша ложка к обеду. Открывается уникальный завод. Но сейчас кризисное время, и очень многие авиакомпании отказываются от "Дримлайнеров". Это как-нибудь повлияет на работу предприятий?
- У нас есть договоренность с "Боингом" о том, что какое-то сокращение поставок, конечно, будет, но серьезного снижения не произойдет. Они будут изготавливать изделия впрок с тем, чтобы потом сразу начинать производство изделий, которые у них будут на складе.
- А что касается "титановой зависимости", "титановой игры", как вы думаете, как долго эта зависимость продлится?
- Вы знаете, это обоюдная зависимость, потому что мы заинтересованы в продаже наших изделий из титана, а "Боинг" для нас очень серьезный партнер, он покупает 35% всего произведенного нами титана. Это очень большое количество. Поэтому мы очень заинтересованы в таком партнере, также как и "Боинг" заинтересован в нас. Поэтому мы договорились создать это СП, и оно функционирует.
- А как будет осуществляться интеграция?
- Мы сейчас готовим специалистов, которые должны уметь работать на новых станках. Это непросто, необходимы, практически, инженеры с очень серьезным опытом работы. Мы сегодня отправляем наших специалистов на подготовку в Соединенные Штаты. На сегодняшний день часть американских инженеров работает на этих станках, и мы совместно готовим персонал.
Что касается создания самого самолета Boeing 787. Это продукт совместный, с участием российских инженеров, которые работают в филиале "Боинга" в России. Это одно из крупнейших конструкторских бюро за рубежом, которое создано "Боингом". Совместная работа позволяет создавать современные и суперсовременные самолеты, такие как Dreamline 787 Boeing, с использованием наших материалов из титана.
- Вы выполнили не только стратегическую задачу, но еще решили социальные моменты. Сейчас нужны рабочие места, вы их создали. Вы сказали о том, что американцы работают на созданном предприятии. А россиян вы приняли на работу?
- А как же, конечно. Американцы помогают нашим специалистам обучаться работе на станках. Потому что, я еще раз повторяю, это очень сложный станок, и для работы на нем требуется время и опыт. Поэтому без американских учителей пока мы обойтись не можем. А, в основном, конечно, работают наши рабочие, которые ранее были заняты на самом "ВСМПО Ависме". Мы создали, практически, вертикально интегрированное предприятие.
- Спасибо Вам большое за интервью, и удачи.