Президент Индии Пратибха Патил вошла в историю воздухоплавания. Она стала первой в мире женщиной-главой государства, которая совершила полет на боевом истребителе Су-30 МКИ. Это российский самолет, собранный в Индии по нашей лицензии. К полету 74-летнюю Пратибху Патил готовили несколько месяцев. Ей было интересно исполнить свою давнюю мечту чисто по-человечески, а нам все это интересно еще и политически.
Почетный караул приветствует президента на летном поле – Пратибха Патил еще в белом сари. Но специально к полету для главнокомандующей Индийскими вооруженными силами сшили компенсирующий высотный костюм.
Инструктаж госпожа Патил проходила прямо в президентском дворце в Нью-Дели. Главе государства тогда показали, как садиться в боевую машину и какие рычаги можно использовать во время полета. Перед вылетом – обязательная медкомиссия.
Госпожа Патил приветствует авиатехников и поднимается по трапу в кабину истребителя Су-30 МКИ. Заметно, что она немного волнуется.
После короткого разбега самолет, ведомый командиром 30-й эскадрильи майором Саджаном, отрывается от взлетной полосы и отправляется в 20-минутный полет. Естественно, на дозвуковой скорости. Естественно, с минимальными кренами и перегрузками. Ведь то, на что способен этот боевой самолет, не каждый здоровый мужчина сможет выдержать. Но первый пилот все же позволил высокопоставленному пассажиру совершить несколько маневров.
Пратибха Патил стала первой женщиной-президентом, совершившей полет на боевом истребителе. Для самой госпожи Патил этот полет символичен еще и тем, что состоялся он в Махараштре, ее родном штате, совсем недалеко от города, в котором она родилась. Теперь здесь базируется одно из подразделений Индийских военно-воздушных сил, в котором главную ударную силу составляют наши "Сухие". И поэтому для российских авиаконструкторов сегодняшнее достижение – тоже праздник.
"Полет, который состоялся сегодня, это, безусловно, помимо политических аспектов, символизирует и определенный интерес Индии к прорывным технологиям, олицетворением которых является, конечно, авиация", – отмечает главный конструктор самолета Су-30 МКИ Александр Барковский.
Истребитель Су-30 МКИ разработан с учетом требований ВВС Индии и серийно производится на Иркутском авиационном заводе. Индия подписала с Россией несколько контрактов на прямые поставки и на лицензионное производство у себя в стране. Сейчас на вооружении уже стоят более ста истребителей. К 2015 году их будет 230.
"Эта машина является первой серийной машиной, обладающей сверхманевренностью, обеспеченной за счет уникальной аэродинамической схемы, системой управления вектора тяги, а также управляемым передним горизонтальным "оперением", – рассказывает генеральный директор Иркутского авиационного завода – филиала ОАО "Корпорация "Иркут" Александр Вепрев.
Вице-президент по летно-испытательной работе корпорации "Иркут'', летчик-испытатель, Герой России Вячеслав Аверьянов добавляет: "Даже некоторые опытные летчики говорили своим преподавателям: Вы же нас учили, что самолет так летать не может". На самом деле это было сконструировано, это было внедрено".
Су-30 МКИ значительно превосходит заокеанских конкурентов и в дальности, и в максимальной скорости, а на дозвуковых скоростях по маневренным возможностям и вооружению – вообще все западные истребители, включая и перспективный самолет F22. Понравился Су-30 индийскому президенту. Пратибха Патил после полета заявила, что Индийские вооруженные силы хорошо оснащены и обладают достаточной силой, чтобы оборонять рубежи государства.