Среди участников проходящего в Москве форума "Россия" - президент группы "АвтоВАЗ" Борис Алёшин. О том, какие идеи звучат на форуме, и о мерах, предпринимаемых автопроизводителем для преодоления экономического и финансового кризиса, он рассказал в интервью "Вестям".
- Как вы планируете восстанавливать потребительский спрос на вашу продукцию?
- Надо сказать, что продажи в январе у "АвтоВАЗа" упали на 20 с небольшим процентов. Пока мы не имеем окончательной статистики, но все равно это достаточно значительное снижение. В целом у нас за год произошло снижение примерно на 6% объемов продаж. Мы не ожидаем, конечно, какого-то большого всплеска продаж в будущем, наоборот, к нам приходят аналитические данные, которые предсказывают нам объемы продаж в минимальных объемах. Я полагаю, что нам придется с этим жить еще какое-то время.
- Сегодня стало известно, что "АвтоВАЗ" продает свою крупнейшую дилерскую сеть "Лада-Сервис", через которую осуществляется около четверти всех продаж автозавода. С чем связано такое решение?
- Мы получили одобрение на совете директоров возможной продажи этой дилерской сети. Пока совет директоров не обсуждал конкретных параметров сделки и адресата этой сделки, но надо сказать, что дилерская сеть и вообще дилерский бизнес – это все же авторитейл, этот бизнес не является профильным для автопроизводителей. И, как правило, компании даже в хорошие времена стараются не держать в своем составе дилерские сети.
- Вы хотите избавиться от непрофильного актива и сосредоточиться на производстве. Рассчитываете ли на господдержку помимо тех мер, которые уже приняты к настоящему моменту?
- Мы рассчитываем на господдержку. Разработана правительством программа. Мы надеемся, что она будет реализована. Сейчас уточняются детали с точки зрения возможностей финансирования, но мы получили в общем неплохой результат, работая с правительством по снижению железнодорожных тарифов на перевозку автомобилей, это нам дает снижение прямых издержек. И конечно, мы ощущаем эту поддержку. Надеемся, что будут и более радикальные меры.
- А как меняется ваша бизнес-стратегия, исходя из нынешней экономической ситуации?
- Мы рассматривали антикризисный план в первых числах октября. Еще и кризис, можно сказать, не стучался в двери, а у нас существовала такая программа на "АвтоВАЗе". Это целенаправленная программа не одного года, которая позволяет резко сократить затраты "АвтоВАЗа", понизить себестоимость, повысить эффективность управления компанией. То есть разработан комплекс мер, который позволит в течение полутора-двух лет увеличить в текущих ценах прибыль примерно на 11 миллиардов рублей.
- К вопросу о стимулировании потребительского спроса на автомобили. Стало известно о том, что "АвтоВАЗ" повышает цены на свою продукцию. Объясните, с чем это связано и не боитесь ли вы, что из-за роста цен снизится продажа?
- Во-первых, я хочу сказать, что мы повысили наши цены в среднем на 2,4%. Мы были последними, кто это сделал. Все автосборочные заводы в России, российские или иностранные, осуществили повышение цен уже на новую продукцию. Не та продукция, которая была произведена в прошлом году, а исключительно на новую продукцию. Поэтому мы далеко не новатор, и уж точно мы увеличили наши цены в пределах того, чтобы поддержать, парировать тот уровень затрат, который на нас обрушился, - в основном коммерческие затраты, связанные с дороговизной денег, с затовариванием и целым рядом других обстоятельств. Поэтому 2,5% - это очень немного. Существует статистика по этому поводу. Мы не только в числе лидеров, но, я бы сказал, аутсайдеры в этом процессе.
- Какие интересные идеи сегодня прозвучали на форуме "Россия" применительно к автопрому, какие интересные мысли, может быть, появились в ходе дискуссии?
- Если подвести итог в нескольких словах, все пришли к мысли, что чрезвычайно важно использовать этот кризисный период, изменения, которые у нас сейчас происходят в экономике, дешевизну рубля для того, чтобы инвестировать и локализовать максимальное количество комплектаций, то есть создать локальные производства. И понятно, что если этого не делать, экономика становится для любой компании очень сложной. То есть находиться в долларовой зоне или европейской будет чрезвычайно сложно, поэтому выигрывает тот, кто находится в рублевой зоне. Это главный, пожалуй, вывод, и это призыв к инвесторам: приходить, создавать производства. В любых видах, но делать это на территории России, тем самым удешевляя продукцию.