Мировой кризис заставил руководителей стран и финансистов во всем мире изменить свой взгляд на многие вещи.
Кризис – как военный агрессор. Такое сплочение наций история видела разве что во время Второй мировой. Аналогия внушает оптимизм, говорит Дмитрий Медведев главам крупнейших мировых корпораций. За деловым завтраком, почти военные – финансовые стратегические вопросы.
"Инвестиционная активность, конечно – снижена, но она не умерла. И это очень хорошо, потому как кризис, конечно, закончится, а если мы не сможем создать какой-то более-менее внятный задел, то мы тогда войдем в послекризисное состояние с нулевой точки и потеряем просто время. Не говоря уже о том, что мы должны подготовиться к последующим проблемам, которые, ввиду цикличности мировой экономики, рано или поздно будут возникать. Я хотел бы вас поблагодарить и за сохранение инвестиционного интереса к России, за те предложения, с которыми вы приезжаете к нам, за те совместные проекты, которые уже реализованы и которые, я надеюсь, появятся в будущем несмотря на довольно сложный период нашего совместного развития", – сказал Дмитрий Медведев.
Президент надеется – Россия одна из первых выйдет из кризиса. И обещает бизнесменам: работать будет комфортнее. Пока же объем документов, которые требуется собрать только для налоговой, насчитывает тысячи страниц. Глава американского концерна Alcoa рассказал Дмитрию Медведеву о своем опыте в Самаре.
"47 тысяч документов, которые налоговые службы у нас запросили относительно импорта, экспорта – некоторые из них были дублированы 5- 7 раз", – заявил глава концерна Alcoa.
"К сожалению то, что отличает нашу налоговую систему – это то, что нам еще предстоит изменить. Дело в том, что, к сожалению, у нас пока, во-первых, очень громоздкая отчетность, не только в нашей стране, но у нас она действительно очень громоздкая. Во-вторых, к сожалению, практически не развит электронный документооборот и мы должны обязательно сделать все, чтобы вот такое вот количество бумаги просто не изводилось на отчеты и их просто меньше должно быть, совершенно очевидно", – отметил в свою очередь Дмитрий Медведев.
Однако похожая ситуация и в других странах. Вообще, несовершенство международного аудита и отчетности – одна из причин кризиса, отметил Медведев. О несовершенстве финансовых институтов в это время говорили на форуме. Организации, которые по идее должны быть объективными и предупреждать о кризисе, по сути, проглядели его. И теперь нуждаются в капитальной реформе.
"Урок, который мы смогли извлечь из этого кризиса – это понимание того, что глобальная экономика – очень хрупка и уязвима. От нестабильности на финансовых рынках пострадали как развивающиеся страны и развитые государства. Чтобы исправить ситуацию – мы должны действовать сообща", – заявил глава Pricewaterhouse Coopers Дэнис Нелли.
"Прежде всего, необходимо реформировать систему финансовых регуляторов. Нужно сделать ее, наконец, эффективной. У нас уже есть четкое понимание того, как это можно сделать. Добавляет оптимизма и тот факт, что лидеры стран большой двадцатки – сами заявили о готовности укреплять такие институты, как МВФ", – заметил первый заместитель директора-распорядителя МВФ Джон Липски.
В случае с кризисом: повторение – мачеха учения. А по сему, эксперты предупреждают о новом финансовом пузыре, который рынки создают уже при помощи государств. Если лопнет, один из эффектов – гиперинфляция США – накроет весь мир.
"Опасность такая существует во всем мире. Особенно в США и ЕС. Деньги опять очень и очень доступны, очень дешевы. И это позволяет надувать новые пузыри", – пояснил управляющий директор Группы компаний "Тройка диалог" Андрей Шаронов.
При этом, что бы не происходило в Америке – доллар еще долго останется доминирующим. Участники форума не согласились с российским министром финансов, который прочит юаню роль резервной валюты уже через 10 лет.
"Валюта страны, которая имеет ограничения по движению капитала – не способна стать резервной по определению. Поэтому по-отношению к юаню это все пока какие-то предварительные действия, не имеющие отношения к реальному превращению юаня в резервную валюту", – отметил президент ММВБ Константин Корищенко.
Метафоры экономического кризиса – это не только крылатая фраза: когда финансы поют романсы. В исполнении знаменитого российского дирижера Валерия Гергиева оценка ситуации – как музыкальная тональность.
"Говорить о До-Мажоре трудно, если перефразировать наши представления о звучании. Я думаю, что понятно всем, что кризис медленно и неохотно отступит. Мы зависим от общеизвестных факторов: привязки к ценам на нефть и т.д., но не только от этого. Есть другие факторы – более важные", – заявил Валерий Гергиев.
Худрук Мариинки приехал на форум за четкими математическими расчетами – чтобы готовить премьеры, нужна уверенность в завтрашнем дне. А культурные ценности – это то, что Россия всегда экспортировала.
В этом году культурную программу серьезно урезали. Как и бюджет форума – кризис все-таки. Организаторы боялись, что компании будут экономить на командировочных и не приедут. Судя по всему – ошиблись. По наполнению "кризисный" форум оказался даже сильнее предыдущих. Как заметил Игорь Шувалов, критическая ситуация заставляет больше думать.