20 ноября будут названы меры по выводу из кризиса АвтоВАЗа. Идет обкатка программы по решению проблемы моногородов. В интервью "Вестям недели" первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов рассказал о спасении автомобильной промышленности и будущей приватизации.
- Добрый вечер, Игорь Иванович! Каким курсом пойдет модернизация отечественного автопрома, в частности, АвтоВАЗа?
- Поставлена задача по коренной модернизации российского автопрома. Была создана специальная группа. Она возглавляется двумя министрами – министром экономического развития и министром промышленности и торговли. Они на протяжении последних недель очень активно работали. У нас есть в целом понимание того, какое место российский автопром может занимать не только в России, но и в мире, как мы можем конкурировать с мировыми брендами, как будет развиваться сегмент коммерческого автопрома. Конечно, всех волнуют легкие автомобили. Вопрос очень сложный. Поскольку конкуренция очень жесткая. Мировой автопром переживает очень жесткое и сложное время в связи с последствиями кризиса. Спрос на автомобильную технику резко сокращен, правительства различных стран принимают специальные меры по поддержке спроса со стороны населения. Мы также принимаем определенные меры. Меры зарекомендовали себя в этом году достаточно эффективно. Мы будем продолжать пакет мер по стимулированию спроса для приобретения автомобильной техники. Но главное, чтобы после выходы из этой сложной ситуации, мы понимали, где же перспектива российского автопрома, в том числе по производству легковых автомобилей. Исходим из того, что наши автомобильные гиганты, такие как АвтоВАЗ, ГАЗ и другие компании, имеют совершенно четкие перспективы по развитию. Но мы понимаем, что эти перспективы возможны при обеспечении технологического партнерства с крупнейшими мировыми производителями. Мы исходим из того, что АвтоВАЗ, имея такого партнера как "Рено-Ниссан", а ему принадлежит блокирующий пакет акций, при передачи и инвестировании наиболее важных технологий в АвтоВАЗ, у нашего автопрома есть реальные перспективы. Вместе с тем у нас неплохо развивается и другой сегмент – производство автобусной техники, дорожной техники. Кстати, в 2009 году наши компании сумели предложить совершенно новые образцы дорожной техники, чего раньше не было. Кризис заставил их думать быстро, быть конкурентоспособными. В течение этого года были предложены четыре модели, которых раньше наш автопром не выпускал. Коммерческий транспорт, грузовики, КамАЗ – очень хорошие предприятия. Наши зарубежные партнеры считают, что КамАЗ – одно из лучших в мире предприятий. Оно также имело определенные сложности. Это предприятие переживало сокращение персонала в 2009 году. Но они очень умело построили свою антикризисную программу, программу финансового оздоровления. Многие люди, которым было предложено уволиться, нашли рабочие места в среде малого и среднего предпринимательства.
- Скажите, вообще понятия отечественный автопром и модернизация – совместимые понятия?
- Да, конечно. Отечественный автопром должен пройти глубокую модернизации. Только тогда у него есть реальное будущее. В противном случае мы перейдем только лишь к определенным этапам сборки, промышленной сборки. Мы это научились делать неплохо. Но когда мы говорим про модернизацию, мы имеем в виду полный цикл. Для этого есть все возможности.
- Проблема АвтоВАЗа – это проблема моногородов? Часто оптимизация связывается с сокращениями. Есть понимание, что делать с этой проблемой?
- Планы по модернизации АвтоВАЗа безусловно потребуют совершенно другого числа работников этого предприятия. Мы это понимаем. Социальные предприятия, социальные учреждения, которые были на балансе АвтоВАЗа, соответствующим образом влияли на стоимость конечной продукции. Система труда, которая была заложена десятилетия назад, совершенно неэффективно в сегодняшних условиях. Необходимо модернизировать технологически предприятие, необходимо использовать другие системы организации труда. Это, безусловно, потребует оптимизации численности предприятия. Но мы решили здесь сыграть на опережение. Мы работаем вместе с руководством Самарской области и с муниципальным образованием Тольятти с тем, чтобы создать заранее, до технологического перевооружения, новые рабочие места, с тем, чтобы создавалась среда для малого и среднего предпринимательства, организовывались другие предприятия. Осуществляя параллельно модернизацию АвтоВАЗа, мы тогда будем переходить к совершенно другой численности предприятия.
- О каком количестве идет речь?
- Сейчас правительство приняло решение о том, что мы, напрямую финансируя создание до 14 тысяч рабочих мест, можем как раз эту программу осуществлять. Но имеем в виду, что у нас порядка 7-8 тысяч человек пенсионного или предпенсионного возраста. Мы им всем предлагаем новую работу, связанную с началом цикла модернизации производства. Нам необходимо пройти технологическую модернизацию, к ней подготовиться. Как раз люди, которые будут переведены на новые рабочие места, будут готовить базу для этой технологической модернизации. Когда будут запущены новые конвейерные возможности, мы будем иметь совершенно другую, оптимизированную численность работников на АвтоВАЗе. Но к этому моменту в городе будут созданы новые рабочие места. В Тольятти появится совершенно другая структура экономики. Мы рассчитываем не на то, чтобы процент безработных в Тольятти вырос, он и так достаточно высокий, мы рассчитываем на то, что он сократится.
- Этот опыт будет перенесен на другие моногорода?
- Мы не имеем права на ошибку. Здесь должен быть создан такой план и осуществлен, который будет являться для нас примером для тиражирования, с тем, чтобы мы могли и в городах, которые по сложности значительно проще для нас и для работы местных властей, федерального правительства, но нам уже, все отработав в городе Тольятти, будет значительно проще осуществлять эти планы в других городах.
- В следующем году, похоже, приватизация будет набирать обороты. Какая часть вырученных средств пойдет на модернизацию экономики?
- Мы формируем сейчас планы по приватизации на 2010 год. Они в целом утверждены, мы об этих планах докладывали председателю правительства, он нам давал соответствующие указания. Сейчас мы получили поручение от президента в целом определиться со структурой государственного участия в секторе экономики до 2012 года, мы эту работу будем проводить. Исходим из того, что в 10 году мы уже будем использовать другие методы и способы приватизации, при которых деньги, вырученные от продажи государственных активов, пойдут в первую очередь для модернизации самих предприятий. У нас есть резервы, они накоплены благодаря грамотной экономической политике предыдущего периода, но в настоящий момент мы должны заботиться в первую об этих предприятиях.
- А сколько все-таки планируете выручить и какие предприятия продать?
- Те средства, которые должны поступить и в бюджет, и на технологическое перевооружение самих предприятий, эта сумма должна быть в районе 100 миллиардов рублей. Первоначально планы приватизации на будущий год были в размере 8 миллиардов рублей. И вот та работа, которую мы провели за последние 2 месяца, она была значительной. Вот это и есть новый этап, в течение которого мы должны в первую очередь заботиться о технологическом перевооружении наших компаний. Будут предложены к продаже морские, речные порты, различные предприятия инфраструктуры, и мы также будем сокращать список стратегических предприятий, который определен указом, и государственные унитарные предприятия из этого списка преобразовывать в акционерные общества.
- И аэропорты будете продавать?
- И аэропорты. Мы исходим из того, что наиболее сложный аэропорт, важный аэропорт в Москве – Шереметьево – мы сможем предложить по конкурсу для заключения соглашения о концессиях. И появится компания либо группа компаний, может быть это будет партнерство, которые возьмут в управление, в долгосрочное управление на определенных условиях, которые определены нашим законодательством о концессиях. Уже сейчас мы получаем заинтересованные предложения от зарубежных партнеров. Это очень интересный проект, в том числе для инвестиционных вложений со стороны частного бизнеса.
- А какие еще крупные предприятия попали в список?
- Новороссийский торговый порт, Мурманский торговый порт, речные пароходства и многие другие.
- По таким инфраструктурным объектам контрольный пакет акций государство сохранит за собой или это будут полностью частные объекты?
- Мы исходим из того, что государство должно иметь золотую акцию в некоторых наиболее важных инфраструктурных объектах, а все акции можно предложить инвесторам.
- Все ждут 20 числа, решений о спасении автопрома и АвтоВАЗа. Можно раскрыть небольшой секрет, какими могут быть эти решения?
- Мы не исходим из того, что решения, которые будет предлагать комиссия, являются решениями по спасению. Спасать, в принципе, нам ничего не предстоит, поскольку предприятия уже начинают себя чувствовать лучше, чем это было несколько месяцев назад. Мы ожидаем, что потребительский спрос будет возрастать. Если в целом посмотреть на продаваемые автомобили в Российской Федерации, то благодаря всем мерам поддержки спроса и мерам таможенно-тарифного урегулирования отечественные автомобили были проданы в большем объеме, чем это было в предыдущие годы. То есть в общем балансе проданных автомобилей отечественных больше. В ближайшие годы эти автомобили будут продавать хорошо.
Когда мы говорим про развитие автопрома, мы имеем в виду перспективу конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. В долгосрочный период времени. И те решения, которые мы готовим сейчас, будем докладывать председателю правительства в ближайшее время, это как раз попытка заглянуть за период, положим, 2020 года. Поскольку это длительный цикл технологического перевооружения, очень капиталоемкие процессы, и нам надо понимать, где мы можем себе позволить государственную поддержку, где наши партнеры из частного бизнеса, с кем мы будем осуществлять эту программу по модернизации и по тому, чтобы предлагать нашим гражданам наиболее качественную и недорогую продукцию. И когда мы поймем, что у нас есть такие партнеры и определенный объем средств, который мы можем себе позволить, поскольку в любом случае модернизация отечественного автопрома потребует государственной поддержки. Эти планы будут представлены, и только после того, как они будут одобрены, тогда, я думаю, имеет смысл о них говорить в широком смысле. Необходимо договориться с нашими крупнейшими партнерами о том, что они будут поддерживать предприятия передачей технологий, и это главное сейчас. Поскольку мы понимаем, многие сталкиваются с проблемой нехватки денежных средств, и мы не говорим о том, что им необходимо поддерживать предприятия денежными средствами. Главное в чем мы заинтересованы сейчас – в передаче технологий, ноу-хау и технологическом перевооружении этих предприятий. И в восприятии системы организации труда. Это то, что нам нужно в первую очередь. А определенными денежными средствами, не разбрасываясь конечно, посчитав каждую копейку, нам придется эти предприятия поддержать. Либо длительным кредитованием, либо участием в капитале. По этому поводу правительство примет окончательное решение, взвесив все "за" и "против".
- Что касается ожиданий от инвестиций, от иностранных инвесторов и в части АвтоВАЗа, вы будете предлагать "Рено" расширить свой пакет акций?
- Если у них будет заявка на увеличение своего пакета, вплоть до контрольного, Российская Федерация возражать не будет. Мы будем приветствовать участие такого партнера.
- Ну, то есть правительство не требует?
- Правительство не требует, и мы исходим из того, что мы должны предложить определенные условия всем существующим акционерам, поскольку еще есть финансовый институт, которому принадлежит значительный пакет акций. И в случае, если существующие акционеры не могут выйти на определенный план по технологическому перевооружению, модернизации и запуску перспективного плана развития, мы тогда будем вынуждены искать других партнеров для АвтоВАЗа. Поскольку это наиболее важное предприятие, это автогигант в Российской Федерации, ориентирован на огромный рынок, и мы его просто так, без технологического партнера оставить не можем.
- Спасибо, Игорь Иванович.