Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин в интервью телеканалу "Вести" рассказал о случаях нарушения законодательства крупными компаниями, которые расследует ведомство. Это дела, имеющие широкий общественный резонанс: о завышении цен со стороны нефтяных компаний, о ситуации на рынке авиаперевозок, о жалобах покупателей ноутбуков на то, что производители делают выбор за них, устанавливая Windows.
- Анатолий Николаевич, здравствуйте. Итак, много дел у вас сейчас, многие касаются именно нефтяных компаний. Последний арбитражный суд Москвы признал обоснованными претензии ФАС к "ЛУКОЙЛу", это касается о завышении оптовых цен на нефть осенью прошлого года. Что данное решение будет означать для "ЛУКОЙЛа", какие последствия будут?
- Для "ЛУКОЙЛа" это будет означать штраф в размере порядка 1,5 млрд долларов именно за нарушение антимонопольного законодательства, которое произошло в первом полугодии прошлого года, также летом прошлого года цены были установлены на уровне, который мы признали как монопольно высокий цены.
- Такие же претензии у вас были к ТНК-BP насколько известно?
- Такие претензии у нас были к четырем компаниям. Это ТНК-BP, "Газпромнефть" и "Роснефть".
- А как по их, по этим делам какие продвижения, есть какие-то решения уже?
- Что касается ТНК-BP, то было судебное разбирательство, которое прошло вначале в Тюмени, а затем в Омске. Там было вынесено решение не в нашу пользу. Мы полагаем, уважая решение суда, тем не менее что это решение необоснованно, незаконно. Мы будем обжаловать его в кассационной инстанции и полагаем, что, во-первых, необходимо было рассматривать это дело по подсудности в Московском арбитраже дело о нарушении антимонопольного законодательства, во-вторых, недостаточный анализ был проведен экономический судом Тюмени и Омска и мы полагаем, что в кассационной инстанции это решение будет рассмотрено надлежащим образом.
- Но в то же время нефтяные компании тоже, видимо, подают апелляции и не сразу готовы выполнять решения о выплате такого большого штрафа?
- Да, после того, как была введена система оборотных штрафов, практически любое решение антимонопольных органов оспаривается в суде.
- Кроме нефтяного рынка какие еще вам удалось вскрыть на рынке злоупотребления доминирующих положений?
- Значительное количество дел мы в последнее время рассматриваем, ну например, в отношении рынка авиаперевозок. В первую очередь речь идет об услугах аэропортов, об услугах топливно-заправочных комплексов.
- Если подробнее, что это значит?
- Ну дело в том, что авиакомпании могут выбрать себе маршрут, на котором, если есть спрос, они готовы перевозить пассажиров. Аэропорты не всегда готовы обслуживать эти компании. Чаще это происходит по причине того, что аэропорты и авиакомпании совмещают виды деятельности, либо есть базовые компании, в интересах которых может работать аэропорт. Но эта работа не в интересах пассажиров. Недавно такой случай был нами рассмотрен в Кавминводах. И компания UTAir с 2004 года пыталась получить доступ на этот рынок вот с 1 июня этого года, благодаря усилиям антимонопольной службы такая возможность появилась и дети, северяне, сибиряки могут получить возможность отдыхать на юге.
- По более низким, видимо, тарифам?
- Во-первых, да, по более дешевым тарифам. UTAir действительно дает хорошие предложения и обеспечиваем очень удобные рейсы.
- Недавно вы еще оштрафовали аэропорт "Кольцово" в Екатеринбурге на 19 млн рублей, какие нарушения закона там были?
- Аналогичная ситуация. Авиакомпания "Сибирь" пыталась получить доступ к услугам аэропорта, попасть в расписание. Аэропорт в этом отказывал. После того, как этим делом занялась федеральная антимонопольная служба, аэропорт добровольно устранил это нарушение. Но факт нарушения состоялся, поэтому по минимуму был наказан аэропорт, но эта величина тем не менее составила 19 млн рублей. Если бы, например, не было бы смягчающих обстоятельств, то размер штрафов мог составить гораздо большую величину.
- Еще сегодня пришли сообщения, что у вас была претензии к РЖД. В чем их суть, и что удалось добиться?
- В ФАС обратилась Генеральная прокуратура с просьбой проверить ситуацию с особенностями оплаты постельного белья при поездках в поездах дальнего сообщения. Речь идет о том, что эта стоимость включается в тариф за проезд. Между тем вопрос в том, что не всем пассажирам есть необходимость получать постельное белье, ну например, тем, которые едут на короткое расстояние.
- Но в любом случае это включено в стоимость билета?
- Да. Но железнодорожники полагают, что это должно быть обязательно включено. А в данном случае у пассажира должен быть выбор получить такое белье, либо его не получать.
- Еще одно интересное дело, о котором Вы говорили, это дело против, ну может быть не дело против, а претензии к поставщикам ноутбуков, где предустановлена система Windows, их несколько, по-моему, около 5 или 6 производителей. Как сейчас обстоят дела с этим делом?
- Такое дело было возбуждено по фактам согласованных действий производителей ноутбуков, которые продают компьютеры с предустановленной операционной системой. Тем самым они лишают потребителя возможности выбора операционной системы. То есть, совершенно не обязательно, это могла бы быть Windows, могла быть любая другая операционная система. Их сейчас много, и в том числе операционная система, которая намного дешевле. Поскольку этого не происходит, и кроме того нет процедуры сдачи вот этой предустановленной операционной системы. И для того, чтобы освободиться от этой операционной системы, необходимо пройти большой такой круг мытарств, для потребителя это очень неудобно.
- И какие сейчас перспективы у этого дела?
- Рассмотрение дела назначено на июль этого года. По итогам рассмотрения дела мы обязательно вам сообщим.
- Ну производители не хотят пойти на может быть досудебное соглашение что ли?
- До этого мы этот вопрос обсуждали с производителями. Определенные подвижки были, но никаких конкретных пока предложений с их стороны сделано не было в части упрощения этих процедур и обеспечения прав выбора потребителей. В том, что прекращается выпуск востребованных операционных систем, ну например, Windows ХР, а предлагаются более дорогие версии, и не всегда потребителям они удобны, в том числе для тех же ноутбуков.
- Они требуют очень больших ресурсов...
- Они требуют больших ресурсов и зачастую потребители просят снизить уровень этой системы и установить более раннюю версию, но при этом уже вынужден заплатить за более дорогую версию. Мы полагаем также, что в данном случае имеет место необоснованное прекращение производства востребованного на рынке товара.
- А срок давности по нарушению антимонопольного законодательства сейчас составляет 3 года, если не ошибаюсь?
- Сейчас исходит из общей нормы.
- Вы предлагаете, насколько я понимаю, ФАС предлагает увеличить его до 5 лет, зачем и, собственно говоря, к чему это приведет?
- Дело в том, что дела о нарушениях антимонопольного законодательства достаточно сложны в доказательстве. И в целом ряде случаев, например в судебные разбирательства могут продолжаться ни один год. Есть случаи в нашей практике, когда разбирательства продолжались, скажем, четыре и более года и закончились, например, одно из дел закончилось в европейском суде по правам человека. Тем не менее, это решение было вынесено в нашу пользу, но вопрос в том, как применить меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. А поскольку этот вопрос сейчас в явном виде не урегулирован, мы предлагаем его оговорить в законодательном акте, также как это сделано и в других законодательствах зарубежных стран.