На Западе цены диктуют поставщики, в России – супермаркеты

Ценообразование изменится, когда среди сетевых магазинов появится конкуренция. Через 3-4 года супермаркеты будут бегать за поставщиками, а не наоборот, как сейчас
Ценообразование изменится, когда среди сетевых магазинов появится конкуренция. Через 3-4 года супермаркеты будут бегать за поставщиками, а не наоборот, как сейчас
За полгода мясо в России подорожало на 8%, хлеб – на 5,5%. Продавцы, производители и посредники разводят руками – мол, ничего не поделаешь, такие условия. Но поскольку продукты по всей стране продолжают дорожать, покупатели задаются резонным вопросом – почему?

За полгода мясо в России подорожало на 8%, хлеб – на 5,5%. Продавцы, производители и посредники разводят руками – мол, ничего не поделаешь, такие условия. Но поскольку продукты по всей стране продолжают дорожать, покупатели задаются резонным вопросом – почему?

Кто в какой супермаркет ходит? Население определяется быстро: он либо рядом с домом, либо к нему удобно подъехать, или неплохой выбор. Но большинство заботит самый главный и самый непостоянный критерий – ценник. "Вот пойдешь – одна цена. На другой день вроде рассчитаешь, кошелечек подсчитаешь, приходишь – а там другая цена", – жалуются пенсионеры.

Чем чаще продукт докладывают на полку – тем быстрее у него растет цена. "Чаще всего на прилавок приходится выкладывать макаронные изделия, молочную продукцию, хлебобулочные изделия, колбасные изделия", – уточняют продавцы.

В высокой цене виноваты алчные владельцы торговой сети – так обычно считает покупатель. В магазине в Саранске пакет молока стоит 28,5 рубля. Ферме в регионе это молоко обходится в 7 рублей. Дешевле, говорят доярки, уже нельзя. "Да мы стараемся, у нас считается каждая копеечка", – уверяет Галина Ивашкина, заместитель генерального директора молочно-товарной фермы.

Молокозавод забирает у фермеров молоко по 8 рублей. "Можно было бы побольше, но пока вынуждены по такой закупать: рынок сбыта очень напряженный", – жалуется Александр Вдовин, генеральный директор молокозавода.

В торговую сеть с завода молоко в пакетах идет уже по 18 рублей. Еще десятку сверху накидывают уже закупочная организация и магазин. Вот и выходит – 28 с лишним рублей.

Тепличное хозяйство в Татарстане старается работать без посредников. Огурцы расходятся замечательно: они сейчас в дефиците, поэтому их берет любая торговая сеть. "Если мы будем работать через посредника, то соответственно цена будет в 2,5 – 3 раза увеличиваться", – поясняет Марат Нуруллин, начальник отдела сбыта тепличного комплекса в Казани.

Другие производители о таком сбыте лишь мечтают. Птицефермы, мясокомбинаты, пекарни готовы за это сами платить. За лучшее место на полке, за саму полку, за рекламное продвижение товара в супермаркете. В торговых сетях эти бонусы охотно принимают. Конкуренция среди поставщиков дает неплохой доход помимо касс в торговых залах. "Часто применяемый случай, практически во всех сетях: если товар поставщика не продался, он его обязан забрать и еще заплатить штраф за то, что товар не продался", – рассказывает Андрей Кашеваров, заместитель заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы.

Если поставщик не договорился с сетью, остается решать вопрос сбыта через посредника. "Есть переработчики, есть логисты, есть дистрибьютеры. Гипотетически есть и "пустые" посредники, которые ничем не занимаются, а только принимают и отдают", – указывает Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли.

Причем цена на посреднические услуги у всех, как правило, одна. Здесь действует картельное соглашение. И это тоже влияет, в конечном счете, на цену продукта, считают в Антимонопольной службе. Впрочем, какая бы высокая цена ни была на полках, официальная прибыль супермаркетов – на грани убытков: рентабельность от 1% до 3%. И при 20-30-процентной наценке на товары ритейлеры, они же сетевики, каждый месяц боятся, что "выйдут в минус".

Все изменится, считают в Министерстве промышленности и торговли, как только среди сетевых магазинов появится настоящая конкуренция. Сейчас в России сетевики занимают пятую часть всей торговли. Во всем мире доля супермаркетов – гораздо больше. "Если все будет развиваться нормально, и у нас количество торговых площадей будет расти, то у нас через 3-4 года супермаркеты будут бегать за мясокомбинатами", – уверен Станислав Наумов, заместитель министра промышленности и торговли РФ.

Но пока производитель бегает за супермаркетами, цены на основные продукты за полгода поднялись в среднем на 10%.