Сотрудники "АвтоВАЗа" вернулись к работе после вынужденных каникул. Из-за падения спроса на "Жигули" и "Лады" главный конвейер завода останавливали на месяц. За это время у "АвтоВАЗа" сменилось руководство, а с ним и стратегия работы – если раньше предприятие само решало, сколько машин отправить на продажу, то теперь там будут ориентироваться на реальный спрос и заявки дилеров.
Новый руководитель и новый стратегический партнер – сегодня это главные темы для обсуждения во всех цехах "АвтоВАЗа". Два ключевых для завода решения были приняты в августе, пока стоял главный конвейер. Акционерное общество вместо Бориса Алешина теперь возглавил Игорь Комаров, а стратегическим партнером "Волжского автозавода" стал другой автогигант – Камский.
"Мы, безусловно, используем богатый опыт "КамАЗа" и, прежде всего, Сергея Когогина, который войдет в совет директоров "АвтоВАЗа", – рассказывает Игорь Комаров, президент ОАО "АвтоВАЗ".
После вынужденного простоя работа кажется праздником. Так считает большинство сотрудников главного конвейера.
"Вы посмотрите вокруг – сколько лиц улыбающихся, радостных", – говорит Владимир Калинин, слесарь сборочно-кузовного производства ВАЗа.
В августе Владимир нашел вторую работу. Теперь он еще охраняет автостоянку. Времени для этого предостаточно. С сегодняшнего дня завод будет работать в одну смену. Рабочая неделя для каждого сотрудника составит всего два с половиной дня. Кто-то уже нашел подработку. Кто-то ищет. Кто-то ждет предложений.
"Мне самой как-то странно искать. Вот если бы пришли, предложили, показали, тогда бы я с удовольствием пошла", – объясняет Наиля Мухеметзянова, работница сборочно-кузовного производства.
На создание дополнительных рабочих мест в Тольятти из федерального бюджета выделено 2 миллиарда рублей. Большинство соискателей вакансий – вазовцы.
"Сейчас в нашей базе данных 14 тысяч свободных рабочих мест. Приходите, устраивайтесь, всех устроим", – приглашает Анатолий Пушков, мэр городского округа Тольятти.
То, что в городе стало больше дворников и меньше мусора, заметно сразу. Большинство из этих людей в оранжевых жилетах – слесари, штамповщики, наладчики ВАЗа. Просто сегодня не их смена.
"6 тысяч рублей – деньги, конечно, небольшие, но в нашей ситуации и они большое подспорье", – уверен Павел Зашихин, штамповщик кузнечного цеха ВАЗа.
Никогда раньше тольяттинским ДЕЗам и ЖЭКам не приходилось принимать на работу людей с таким уровнем образования и производственным опытом.
"К нам приходят люди с двумя высшими образованиями. Конечно, им немного странно. Но потом привыкают, понимают, что нужно пережить тяжелые времена, да и город чище становится", – рассказывает руководитель компании по уборке мусора.
За месяц простоя количество непроданных машин на заводе уменьшилось на треть. Было 86 тысяч, стало – 58. Тем не менее, устойчивый спрос присутствует только на модели "Приора" и пятидверную "Ниву". На выпуск именно этих машин завод и сделает акцент в сентябре.
К надеждам сотрудников примешивается тревога. Все-таки рабочие вышли на неполную рабочую неделю и, самое главное, будут получать неполную заработную плату. В таком режиме завод проработает до конца февраля. И всех тревожит вопрос, что же будет с автозаводом в марте.