Рядовые инвесторы потеряли доверие к фондовому рынку из-за разрастающегося мирового финансового кризиса. Аналогичная картина наблюдалась в ходе кризисов в 1930-е и 1970-е годы.
Огромные убытки в ходе длительных периодов "медвежьего" рынка заставляют вкладчиков дуть на воду, обжегшись на молоке, и они выводят средства из инвестиционных фондов, которым доверяли ранее. Даже после завершения кризиса рядовые инвесторы, как показывает практика, могут обходить рынок акций стороной более десяти лет, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на газету The Wall Street Journal.
Многие экономисты полагают, что частные инвесторы составляют основу, "фундамент" рыночной системы, говорится в газетной статье. И хотя ряд экспертов считает это утверждение спорным, поскольку сложно оценить количество акций, принадлежащих таким инвесторам, принято считать, что физические лица владеют примерно половиной американских акций напрямую и опосредованно (через пенсионные и взаимные инвестиционные фонды).
Согласно данным Investment Company Institute, только в октябре вкладчики изъяли 72 миллионов долларов из инвестфондов США. Сводные данные за ноябрь и декабрь пока недоступны, но руководители инвесткомпаний утверждают, что отток капитала продолжается быстрыми темпами, отмечает WSJ.
В ходе Великой депрессии фондовый индекс Dow Jones Industrial Average, который тогда считался спекулятивным показателем молодых амбициозных компаний, упал за период с 1929 по 1932 год на 89%. В следующий раз Dow Jones вернулся к пику 1929 года лишь в 1954 году. Историк финансовой системы Ричард Силла отмечает, что даже на протяжении 1950-х годов люди оставались настолько напуганными Великой депрессией, что предпочитали хранить деньги в подвалах собственных домов, а не вкладывать их в акции или доверять банкам.
Оптимисты надеются, что доверие индивидуальных инвесторов восстановится быстрее, чем в прошлом, ссылаясь на то, что власти стараются не повторять ошибок тех лет и сами инвесторы значительно изменились. В период с 1930 до конца 1970-х годов вложения в акции в США были привилегией богатого меньшинства. Однако после введения пенсионных программ и других положений долевые ценные бумаги появились почти у половины американских домохозяйств.