Минфин должен еженедельно отчитываться о бюджетных расходах министерств. С таким требованием Владимир Путин выступил на совещании по бюджету на будущий год. Кроме того, премьер сообщил, что уже подписал постановления, упрощающие механизм госгарантий по кредитам. И предложил кабинету подумать над тем, как увеличить собираемость налогов. А накануне новые антикризисные меры глава правительства обсудил с лидерами думских фракций.
После этого разговора планы на лето многим придется менять. В правительстве активизируют работу над новым бюджетом. На пути доходов прежнее препятствие – недоступность кредитных ресурсов. Выделив дополнительно 300 миллиардов рублей под гарантии, государство рассчитывает на взаимопонимание банков, особенно с госучастием.
"Считаю, что в связи с принятыми правительством решениями кредитный портфель в июле текущего года должен быть увеличен не менее, чем на 150 миллиардов рублей до первого сентября плюс еще 150 миллиардов рублей, то есть 300. И до первого октября – до 400 – 500 миллиардов рублей. Прошу первого заместителя правительства Российской Федерации Игоря Ивановича Шувалова вместе с руководителями финансовых учреждений эту работу контролировать. И до того, как она не будет поставлена должным образом, прошу руководителей финансовых учреждений летние отпуска не планировать", – заявил Владимир Путин.
Решение о новых госгарантиях принято, в том числе, по результатам встречи с лидерами думских фракций. Этот разговор Путин назвал началом нулевого чтения. Оно отличается от предыдущих таких процедур. Но не тем, что бюджетных доходов будет безнадежно мало. Их будет просто меньше.
"В 2009 году, по нашим оценкам, доходы бюджета составят около 16% ВВП. Деньги есть и будут. Вопрос в другом: как в современных условиях, в изменившейся ситуации, ими рационально распорядиться. Готовя бюджет, мы ориентируемся и на среднеконсервативную оценку цены на нефть, на газ. В бюджете на 2009 год заложена цена 41 доллар за баррель. Возможно, по факту она будет несколько выше – 50-55 долларов за баррель. Следующий ключевой фактор – это инфляция. Вы знаете, в последние недели и месяцы темп ее роста существенно замедлился – практически в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это, конечно, положительный фактор. Но "инфляционная болезнь" сама по себе никуда не делась. Уменьшились лишь ее симптомы. Когда экономика начнет вновь подниматься, вполне возможно новое обострение проблемы инфляции. Чтобы этого не допустить и, более того, снизить инфляцию сначала до однозначных значений, а потом и до 3-5% в год, мы должны, прежде всего, обуздать бюджетный дефицит", – указал премьер.
Теперь задача – снизить бюджетный дефицит с нынешних 8% до 2-3%. Но за какой срок – Путин говорить не стал. Предложил обсудить, учитывая мировой опыт. Исторический – тоже, дал понять премьер, вручая Зюганову первый изданный в Советской России "Манифест" Маркса и Энгельса. Такого подарка Зюганов не ожидал:
- Неожиданный подарок.
- Я вам подарил, потом вы нам перескажите своими словами.
- Хорошо.
Перспектива того, что Зюганов станет цитировать Маркса, похоже, не очень устраивала заместителя председателя Госдумы, руководителя ЛДПР Владимира Жириновского. И он решил первым рассказать, чем опасны такие цитаты. Начал вроде бы про борьбу с безработицей: "Офисные работники очень грамотные, пусть они помогают развитию малого бизнеса. Пусть они, может быть, будут использованы, вновь потребуется перепись провести. То есть не давать пособие по безработице, дать им объем работы. А то они будут сидеть дома, и появится новый Карл Маркс. Сидит и думает: какая у нас экономика. Пусть работают они".
"У них нет Энгельса, который Карла Маркса содержал", – возразил Путин.
Жириновский: Вот, вот.
Путин: У них не появится.
Но Зюганов Маркса цитировать тут и не собирался. У него с собой, как он сказал, была своя записка о двенадцати мировых кризисах. Президенту такую он уже послал, и вот теперь принес премьеру. "Этот кризис по глубине и охвату и возможной продолжительности будет мощнее предыдущих. Поэтому заявление некоторых наших министров о том, что мы свой вагон прицепим к американскому локомотиву, могут быть безосновательными. По крайней мере, на ближайшее время", – отметил руководитель Компартии РФ.
"Главный приоритет для нас – это страны СНГ: и по внешней политике, и в экономике. Если вы обратили внимание, то мы после долгих, многолетних переговоров по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации не сняли это с повестки дня, но на первый план, на первую позицию поставили создание Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Это тоже ясно показывает наши приоритеты. Единственная страна, которая пользуется у нас преференциями сегодня и покупает наши ресурсы по ценам ниже мировых и по самым низким ценам в СНГ, – это Белоруссия. Именно в результате такой политики с нашей стороны Белоруссия стала одним из крупнейших экспортеров нефтепродуктов на европейские рынки. Это не единственное направление поддержки белорусской экономики, но в ближайшее время мы намерены, тем не менее, его сохранить, имея в виду тенденцию выхода на мировые цены по этим энергоносителям", – сообщил глава правительства.
О торговле внутри страны первым из депутатов заговорил председатель Госдумы, руководитель фракции "Единая Россия" Борис Грызлов. "Единая Россия", по его словам, предлагает установить максимально возможную наценку на товар: "Установление планки даст возможность существенно снизить цены. И, что очень важно, параллельно торговые сети, работая в установленном проценте наценки, будут стремиться к закупке товаров по более высоким ценам. Это даст импульс для повышения цен закупочных у производителя. То есть мы тем самым сможем сразу убить двух зайцев – цены снизить конечные и повысить цены закупки у производителей".
Путин: Убить и направить в торговую сеть.
Грызлов: Я думаю, да.
Разговор о розничной торговле явно возник в связи с тем, что на прошлой неделе Путин перед совещанием по теме проинспектировал цены на продовольствие.
"Вот и посмотрели, какая наценка", – констатировал Зюганов.
Путин: Я не просто поехал посмотреть, я взял с собой представителей перерабатывающей промышленности.
Зюганов: Да, я знаю.
Путин: И торговых сетей. И на месте мы смотрели, что происходит с ценами при передаче товара из переработки в торговую сеть, на месте. Чтобы в тихом помещении красиво оформленного Белого дома мозги мне не компостировали.
Зюганов: Хочу просто поддержать это. Это очень правильный подход.
Закон о розничной торговле Госдума рассмотрит осенью. Впрочем, главным в следующую сессию будет, конечно, бюджет. Правительственный вариант на Охотный ряд поступит до первого октября. Но Путину важно, чтобы уже сейчас депутаты понимали, из чего будет исходить кабинет: "Никакого фронтального, механического секвестра, урезания мы допустить не должны и не будем этого допускать. По каким-то направлениям мы даже планируем увеличение расходов. Суть решения заключается в следующем: нужно четко отстроить систему приоритетов. На первом месте остается все, что касается выполнения социальных обязательств. Это пенсии, социальные пособия, демографические программы, включая выплату материнского капитала. Мы продолжим курс на обновление образования и здравоохранения, в том числе финансирование мероприятий, заявленных в нацпроектах. Хотел бы подчеркнуть: наша работа должна строиться консолидировано. Необходимо исходить из общенациональных интересов. Вокруг верстки бюджета не должно быть места лоббизму, каким бы он ни был – ведомственным, региональным или корпоративным".
Депутаты рекомендуют правительству обратить внимание на решение жилищной проблемы. "Справедливая Россия" думает, что в особой помощи нуждаются не самые бедные. Им подойдет жилищный фонд некоммерческого использования. "А основным отличием жилищного фонда некоммерческого использования от коммерческого является отсутствие у собственника этого фонда прибыли от его использования для проживания граждан. Он является самоокупаемым", – подчеркнул руководитель думской фракции "Справедливая Россия" Николай Левичев. "Единственный вопрос, который возникает в современных условиях, такой: мы направим бюджетные средства для решения проблем среднеобеспеченных людей – именно на решение этой проблемы этой категории граждан будет направлена деятельность этого фонда. А как же быть с очередниками? Они вправе будут задать нам вопрос: вы начали тратить бюджетные деньги несколько по другому направлению, не решив предварительно наши вопросы и наши проблемы, решения которых мы ждем годами", – ответил премьер.
К началу второго часа беседы лидеры фракций уже совсем освоились. И когда Левичев захотел передать Путину отчет о работе справедливороссов, Зюганов мягко порекомендовал премьеру не читать: "Все у нас переписали". "Изучайте первоисточник", – откликнулся Левичев. Путин: "А вы ему подарите книжку".
Оппоненты книги друг другу дарить не собирались. Но в вопросах " по существу" объединение возможно. Вот, размышляя о новых бюджетных доходах, Грызлов предлагает задуматься о госмонополии на производство спирта: "Мы не можем говорить, что производство спирта выгодно для государства в той схеме, в которой сегодня спирт производится. Мое предложение – обсудить эту тему. Я здесь говорю исключительно о монополии на производство спирта, а не всей алкогольной продукции".
"Нужно внимательно посмотреть и определить понятия, что мы понимаем под монополией. Сегодня взимается акциз на алкогольную продукцию с водочного сегмента: спирт, производство алкогольной продукции, а потом продажа. В основном берется с алкогольной продукции. Есть предложение перенести все на спирт и выстроить в этом сегменте так называемую государственную монополию с тем, чтобы последующие цепочки освободить от всякого взимания налогов", – отметил Путин. "Это гораздо эффективнее, и доход будет на порядок выше. Поддерживаю", – согласился Зюганов. "Я услышал вашу позицию, буду тоже из этого исходить. Здесь, я так понимаю, и "Единая Россия" поддерживает, и фракция КПРФ поддерживает", – резюмировал премьер.
Но есть и такие вопросы, где позиции сблизить, кажется, невозможно. Так, например, в присутствии премьера поспорили Зюганов и Жириновский о Едином государственном экзамене. "Разве Шолохова можно перевести на "угадайку"? Или поэзию Пушкина, Лермонтова? Или великолепное слово Тургенева, Шолохова? Это чушь собачья. Ни литература, ни история, ни мировоззрение, ни оценки великих полководцев – они не передаются "да"-"нет". Это просто убожество. Психов готовят", – считает Зюганов. "Не согласен полностью с Геннадием Андреевичем. Эти 10 минут, которые положены при экзамене в обычной системе, никогда не дадут возможность раскрыть образ Толстого или Чехова. С трудом по шпаргалке написано что-нибудь про "Муму" или про "Капитанскую дочку", – возразил Жириновский.
"Знаю о проблемах, связанных с Единым государственным экзаменом. Не хочу сейчас вдаваться в детали, но как минимум один положительный фактор есть – это антикоррупционность этого процесса. Сегодня, если вы позвоните своим знакомым и друзьям в любой вуз страны и скажете: примите, пожалуйста, Иванова, Петрова или Сидорова, там разведут руками и скажут: ЕГЭ надо сдать. Вот я без шуток говорю – там много проблем, схоластичность принимаемых решений в этой сфере – одна из этих проблем, согласен с вами полностью, но антикоррупционная составляющая – очевидный факт", – высказал свое мнение глава правительства.
Потом уже про ЕГЭ не высказывались. Но про образование говорили – в связи с темой региональных бюджетов. "Надбавка за классное руководство – она отнесена на региональную составляющую. Денег нет, людям уже перестали доплачивать. Формально, может быть, да – врачам, учителям зарплату не снижают. Но известно, что они набирали совокупный доход за счет совместительства: полторы ставки, две ставки", – отметил Николай Левичев. "Мы в рамках национального проекта "Образование" приняли решение выделять дополнительные средства и субсидировать субъекты Российской Федерации для того, чтобы поддержать это направление деятельности и, безусловно, обеспечить доплату учителям за классное руководство. Считаю, что эти доплаты в следующем году должны быть сохранены", – заявил Владимир Путин.
На министров Путину особо не жаловались. Премьер сразу предупредил, что доволен, как финансовый блок действовал во время кризиса. И депутаты потом если и говорили, то не о финансовом блоке. "За последние 15 лет я не могу вспомнить, кто у нас занимается внутренней или внешней. Человек такой тихий, он так сидит, что мы его не знаем, не видим. Это одна сторона вопроса", – начал Жириновский. – "Никто пока не сидит", – напомнил премьер. – "Я имею в виду – сидит в кабинете. Здесь с торговлей надо шире поставить. По факту, явочный порядок. Вот есть свободное помещение внизу в вашем доме – все, начинайте. Сообщите в управу, что вы с завтрашнего дня начинаете. Никаких разрешений. Паспорт гражданина России. Больше ничего не надо", – продолжил лидер ЛДПР. – "Конечно, Владимир Вольфович, всем хочется, чтобы это было максимально либерализовано. Единственное, что вызывает здесь опасение, – отсутствие всякого контроля со стороны государства может привести к известным перегибам: будут вместо крольчатины собачье мясо продавать у дороги. А мы ведь не корейцы, у нас нет такой культуры. Вопрос требует дополнительного внимательного рассмотрения. Главное – не нанести ущерба потребителю. Хотя полностью с вами согласен: нужно думать над дальнейшей либерализацией этой сферы деятельности", – подчеркнул Путин.
Выполнение законов и финансовая дисциплина позволит, как минимум, значительно снизить издержки, – напомнил Путин уже министрам. Глава Минфина теперь будет еженедельно отчитываться перед премьером о том, как тратят деньги ключевые бюджетополучатели.
"У нас постоянной болезнью является недофинансирование экономики и соответствующих отраслей в первом полугодии и авральная работа во втором полугодии, особенно в конце года, что создает определенные трудности для реального сектора экономики и отдельных отраслей. И увеличивает опасность всплеска инфляции в связи с увеличением, резким увеличением денежной массы в конце года. Поэтому ключевые министерства и ведомства, которые являются основными бюджетополучателями, которые тратят основные бюджетные ресурсы, должны иметь реальные – не просто на бумажке, а реальные – кассовые планы. Прошу министра финансов строго за этим следить. Что касается финансовых учреждений: я знаю озабоченности наших коллег и из финансово-экономического блока правительства и руководителей финансовых учреждений по поводу роста невозвратов. Вместе с тем полагаю, чем меньше кредитований, тем больше риски невозвратов. Потому что, не восстанавливая кредитования, вы гасите экономику и реальный сектор. Прошу обратить на это внимание", – подчеркнул глава кабинета.
Решение об увеличении госгарантий, разъяснял потом Кудрин, должно пробить тромб с кредитованием промышленности. В общем, банки теперь не могут не понимать, чего от них ждут.