Американский автогигант General Motors спешно распродает свои активы и торговые марки. За многомиллиардными цифрами долгов компании и громкими сделками по продаже марок Hummer и Opel стоят судьбы тысяч американских рабочих. Большинство из них уже оказалось на улице без средств к существованию. Других эта участь неминуемо ждет в ближайшие месяцы.
Когда-то компания GM выпускала половину всех американских автомобилей и была самым большим работодателем в стране. Теперь компания банкрот, а в оставшихся цехах готовятся выпускать европейские малолитражки. Американский автопром съела собственная гигантомания, прожорливость движков и технологическая отсталость от главных конкурентов – японцев. Впрочем, автобоссы своих промахов не признавали до последнего. Глава Chrysler за месяц до банкротства его компании все еще настаивал на том, что будущее – за большими машинами.
"Мы стараемся не допустить банкротства. Рынок внедорожников, например, ну куда он денется", – уверял Джим Пресс, президент Chrysler. В GM тогда тоже в худшее не верили. Ведь то, что произошло – это действительно конец целой автоэпохи.
"Мы должны вернуть покупателей в автосалоны, чтобы они на себе попробовали нашу новую продукцию", – заявляла Сюзан Доэрти, вице-президент GMC.
Доэрти уже тогда лукавила – автодиллеры разорялись один за другим.
Официально компания сократит более 40 процентов своих продавцов, ведь в салоны за Cadillac или Buick люди давно не ходят. Вот первый автодиллер, попавшийся на пути в мичиганском Флинте: разгар рабочего дня, а пусто, как будто выходной. Вот завод Buick – здесь же. Вернее, то, что от завода осталось: чистое поле, забор, замки и рабочие у разбитого корыта.
"Я начал работать на Buick в 1979-м году, и тогда у нас было примерно 17 тысяч рабочих. Мы думали, что производим самые лучшие машины в мире. Но даже если это было бы действительно так, они бы все равно закрыли наш завод. Сейчас на моем предприятии работает всего 350 человек", – рассказывает Диан Брэйд, бывший инженер завода Buick.
Вокруг нищета – умирает предприятие, умирают окрестности. Уволенные рабочие не в силах больше платить по кредитам. Кредиторы беспощадны – забирают автомобили, выселяют людей из домов. Люди – в беспомощной ярости. В том же Флинте целые пригородные кварталы сжигают по ночам.
"Я не знаю, кто это сделал. Дома опустели, потому что хозяев выселили за долги. Кто-то из соседей эти дома просто сжигает", – говорит Кэрри, житель бедного квартала.
Без работы GM оставляет еще 20 тысяч рабочих. Марка Saturn уже продана одному из автодиллеров. Hummer – тот самый что на гражданский лад предложил переделать сам терминатор-Шварценеггер – становится китайским. В новый или как принято говорить "хороший GM" они не войдут. Так кого же станут пускать на эту профсоюзную автостоянку, где разрешено парковаться только представителям GM? Пока здесь только японский мотоцикл Yamaha.
"Все под угрозой увольнения, всем сокращают зарплаты и пособия, никто не знает, что будет дальше. У рабочих есть семьи, дети – что будет с их медицинскими страховками, образованием", – задается вопросом Тони, пенсионер GM.
Пенсионеру GM Тони уменьшат размер пособия и урежут расходы на медицинскую страховку. Почти тоже самое произойдет с теми, кто останется работать на предприятиях банкрота – иные зарплаты сократят вдвое, бастовать запретят до 2015-ого года, о бонусах и премиях можно забыть. Впрочем, и о таких условиях многим детройтовцам приходится только мечтать. Автопром начал разваливаться не вчера, и уже успел стереть с лица земли или превратить в призрак не один американский город.
"Я живу на улице, побираюсь по помойкам, собираю и сдаю банки, чтобы выжить, и небо – моя единственная крыша", – говорит Энтони.
Новый владелец GM – правительство Соединенных Штатов, которое за 30 миллиардов долларов получит 60 процентов акций банкрота. То есть символ американского капитализма становится государственным, другими словами национализируется. И хотя Обама заверяет, что новым владельцем GM станут налогоплательщики – это не совсем так. У налогоплательщиков нет 30 миллиардов долларов для банкрота. Бюджет США и так глубоко дефицитный. То есть Обаме снова придется включать печатный станок и продавать по миру американские обязательства.
Городской поток Нью-Йорка – города американских грез: Nissan, Toyota, BMW или Mercedes здесь встретить куда легче, чем Saturn или Buick. Лозунг "Покупай американское!" не заставит местных жителей за большие деньги приобретать товар ниже качеством. Впрочем, этим девизом в Америке и так стараются не бравировать, ведь американского в Америке сейчас как никогда мало и в биржевом индексе Dow Jones все сложнее заменять выбывших.