Банки поддерживают предложение о списании денег со счетов в случае отсутствия связи с клиентом и невозможности обновить сведения о нем, сообщили "Известия".
Это предложение "Абсолют-банка" планируется законодательно оформить в рамках "регуляторной гильотины" — улучшения нормативно-правовой базы для регулирования финансового рынка. Предложение поддерживают крупные банки, среди которых "ЮниКредит", "Зенит", Россельхозбанк, Росбанк, Промсвязьбанк и другие.
Банки обязаны не реже одного раза в год обновлять сведения о владельцах счетов. Если сведения по клиенту не обновлялись, то банки могут только принимать и зачислять деньги на счет, но не вправе списывать комиссии за ведение счета или платежи в погашение кредитов клиента.
ЦБ РФ ранее указывал на возможности "спящих счетов" для проведения сомнительных операций. "Возможность взимания комиссий с "брошенных счетов" при их последующем закрытии может выступить как профилактика сомнительных операций", — отметили в Промсвязьбанке.
В апреле 2016 года ЦБ РФ опубликовал рекомендации "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов". ЦБ рекомендовал банкам обращать внимание на операции, которые вдруг начинает проводить малоактивный или "спящий" клиент. По оценке Банка России, счет может быть "спящим" три месяца, а после через него начинают совершаться сомнительные операции — длинные цепочки контрагентов, перечисления без экономического смысла.
Таких спящих счетов может быть несколько у одного клиента в разных банках для избежания блокировки, и он переключается с одного на другой для вывода капитала, незаконного обналичивания, ухода от налогообложения, дачи взяток. ЦБ рекомендует банкам обращать внимание на такие счета и клиентов и блокировать возможности дистанционного банкинга при первых признаках незаконных операций.
Новое предложение банков поможет бороться с недобросовестными клиентами, заявил РИА Новости директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Иван Уклеин.
"Данная мера направлена отнюдь не на "выжимание соков" банками, а исключительно на борьбу с недобросовестными клиентами. На операциях добросовестных клиентов новый механизм в случае его принятия никак не скажется, – пояснил Уклеин. – Недобросовестные клиенты банка могут совершать мошеннические действия, например, с недействительными паспортами или украденными сим-картами, а также использовать "спящие" счета для проведения сомнительных операций".