Россия может увеличить экспорт водки в 3 раза до 500 миллиона долларов по сравнению с 2019 годом и стать основным экспортером национального крепкого напитка в мире, подсчитали в центре "Агроэкспорт" Минсельхоза.
Из 100 ведущих брендов на международных рынках 18 так или иначе ассоциируются с Россией, однако лишь 1 из них принадлежит российской компании, тогда как остальными 17 брендами владеют предприятия Великобритании, США, Франции, Германии и Бразилии, поясняет президент Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), вице-президент ГК "Руст" Игорь Косарев.
В мире популярна водка под российскими брендами и только несколько из них – Stolichnaya, Moskovskaya, "Русский стандарт" – принадлежат России. Причем за бренды Stolichnaya, Moskovskaya постоянно ведутся тяжбы в судах. Самый популярный бренд Smirnoff принадлежит американской компании.
Но российские алкогольные производители могут занимать лидирующие позиции на международных рынках с "русской водкой".
"Единственный российский продукт, который обладает аутентичностью, — это водка, – отмечает Косарев. – "Русская водка" обладает уникальной историей и отвечает глобальному тренду аутентичности".
Водка и виски – лидеры рынка
Водка, как и виски, – один из ключевых продуктов мирового рынка крепкого алкоголя. Глобальное производство виски оценивается на уровне 365 миллионов дал, водки – 335 миллионов дал (1 дал – 10 литров). За ними по популярности расположились ром, бренди и джин – их продают значительно меньше.
В деньгах объем мирового рынка водки превышает 40 миллиардов долларов. По данным Statista, в 2020 году рынок водки вырастет еще на 5% до 42 миллиардов долларов, а в 2020-2023 годах ежегодно будет увеличиваться на 8%.
Среднее потребление водки в мире оценивается на уровне 0,3 литра на человека в год.
Литва – лидер по покупке российской водки
Среди экспортеров водки Россия занимает третье место с долей 7,4%, значительно уступая Швеции (21%) и Франции (19%).
В 2019 году российский экспорт водки увеличился на 8% до 162 миллионов долларов, а в физическом выражении объем поставок вырос до 2,4 миллионов декалитров (дал) в пересчете на 100% спирт. Поставки растут последние три года – в сравнении с 2015 годом продажи за рубеж выросли примерно на 30% в литрах и на 36% – в деньгах.
В прошлом году российскую водку покупали 76 стран. Латвия, Германия и Великобритания постоянно лидируют по покупке российской водки. Литва – лидер – в 2019 году купила российской водки на сумму 26 миллионов долларов, Великобритания – на 25 миллионов долларов, а Германия – на 23 миллиона долларов.
В топ-10 стран-импортеров российской водки входят Армения, Казахстан, Украина, США, Литва, Израиль и Болгария.
США лидируют по потреблению водки
Российская водка может увеличить долю на американском рынке и в СНГ. Около 54% мировых продаж разных брендов водки в литрах приходится на страны СНГ, 23% – Северную и Южную Америку, 16% – европейские страны, по подсчетам агентства IWSR.
Доля продаж водки в Азии (4%) и в странах Африки, Ближнего Востока (2%) пока невысока, но, как ожидается, будет расти за счет распространения коктейльной культуры, где водка играет важную роль.
По данным ITC Trade Map, в 2019 году мировой импорт водки составил 3,2 миллиарда долларов. Свыше 46% поставок пришлось на США (1,5 миллиарда долларов), на втором месте – Великобритания (146 миллионов долларов), на третьем – Франция (128 миллионов долларов), далее – Германия (123 миллионов долларов) и Канада (117 миллионов долларов).