Авиакомпании вновь попросили помощи у правительства


GLP

Авиакомпании за лето так и не смогли поправить свое положение – туристов было мало, а затраты оказались больше доходов. Перевозчики просят господдержку, чтобы пережить зиму.

Авиакомпаниям не хватает 50 миллиардов рублей господдержки, чтобы пережить осенне-зимний период. Об этом говорится в направленном в правительство письме Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ),

Авиаперевозки не восстановились и по-прежнему намного ниже, чем до пандемии, а зимой будут еще ниже. Зимой выше и затраты на содержание самолетов. С марта были приостановлены международные полеты, а маршруты по России плохо загружались. А расходы в этот период выросли – топливо резко подорожало – на 20-50%.

"Мы действительно запросили дополнительные средства поддержки в объеме 50 миллиардов рублей", – сообщил "Ведомостям" президент ассоциации Владимир Тасун. В пресс-службе Минтранса сообщили, что письмо "находится на рассмотрении".

Как оказалось, механизм господдержки для авиаотрасли пока не эффективен. Даже ранее выданные государством деньги не дошли до авиакомпаний: правительство еще не успело распределить предыдущие субсидии. Весной правительство направило 23,4 миллиарда рублей из резервного фонда на возмещение убытков авиакомпаний во время пандемии. По данным Росавиации, пока одобрено около 100 заявок от авиакомпаний на 14 миллиардов рублей.

По замыслу чиновников авиакомпании должны направлять в Росавиацию заявки на субсидии для зарплат сотрудникам (не менее 60% от общей суммы субсидии), лизинговые платежи (не более 30%), оплату стоянки воздушных судов (не более 10%), а остальное на полеты, топливо, техобслуживание.

Механизм распределения уже выделенных субсидий будет изменен, сказал в середине октября глава ведомства Евгений Дитрих: "Во-первых, должен сказать, что те суммы, которые выделялись на 2020 год, пока еще не выбраны нашими авиаторами. Предусматривается, что они могут подавать заявки на эту субсидию поэтапно, собственно говоря, они этим сейчас и занимаются" (цитата по ТАСС).

В целом авиакомпаниям положено по 365 рублей за каждого недостающего пассажира в феврале-июле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правительство может увеличить субсидию на одного потерянного пассажира с 365 до 840 рублей. "Решение об этом уже принято, постановление правительства подготовлено, оно находится в стадии согласования с ведомствами", – говорил Дитрих в середине октября.

Падение пассажиропотока в российской авиаотрасли в январе-августе достигло 49% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее – перевезено 43,7 миллиона человек. Но в апреле и мае перевозки падали значительней в 12,5 и 11 раз. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), операционный убыток авиакомпаний в первом полугодии превысил 120 миллиардов рублей.

В 2020 году российские авиакомпании перевезут только 60 миллионов пассажиров, а годом ранее был рекорд – 128,1 миллиона пассажиров. К концу 2020 года общий пассажиропоток внутри России достигнет 80% от уровня прошлого года, заявил министр транспорта Евгений Дитрих.