Специалисты компании "Газпром нефть" протестировали новую платформу, которая в будущем свяжет в единую сеть авиакомпании, банки и поставщиков топлива. Технологию цифровой оплаты применили при заправке ста с лишним рейсов в Мурманске. Как работает программа и когда появится в других регионах?
Мурманск – крупнейший аэропорт Заполярья. На перроне идет подготовка самолета к вылету, в последнее время, правда, не совсем привычная. Специалисты авиатопливного предприятия "Газпром нефти", которые отвечают за заправку в этом аэропорту, тестируют собственную технологию цифровой оплаты топлива. Необходимое количество авиакеросина для рейса, коммерческий учет – вся информация теперь в планшетах, а водитель топливозаправщика и пилот воздушного судна общаются онлайн. Несколько нажатий, и вот уже топливо в крыле самолета.
Не нужно узнавать количество заправки, вручную вводить данные. Когда заправка завершится, расходный ордер отправится пилоту автоматически.
Работа в полностью цифровой среде – это будущее авиатопливной отрасли. Современные технологии сокращают время взаиморасчетов между поставщиком топлива и авиакомпанией с нескольких дней до 10–15 секунд. Оплата происходит через цифровую авиатопливную платформу "Газпром нефти" – Smart Fuel. Приложение на планшете пилота и специальный модуль на топливозаправщике обмениваются данными по защищенному каналу. Все участники видят онлайн информацию о том, как идет заправка. Технология блокчейн гарантирует неизменность этих данных и формирует новый уровень банковских операций.
"По прилету я сразу вижу, какая машина выехала на заправку. Могу указать просто необходимое количество топлива и дальше заниматься своими задачами по подготовке к следующему рейсу. Когда заправка будет выполнена, я увижу это в приложении и смогу согласовать расходы ордера в электронном виде. Далее эти данные поступят в электронное полетное задание", – рассказывает пилот авиакомпании Smartavia Александр Илясов.
Новая платформа Smart Fuel связывает авиакомпании, банки и авиатопливных операторов. Оплата за топливо проходит в реальном времени, экипажу и оператору заправки больше не нужно тратить время на рутинное заполнение бумажной документации, они могут сосредоточиться на самом важном – предполетной подготовке и обслуживании воздушного судна.
"На узлах сети работают смарт-контракты. Это неизменный программный алгоритм, который контролирует процесс заправки. Например, если необходимо рассчитать сумму оплаты под конкретную заправку, то это выполняется независимо и на узле авиакомпании, и на узле поставщика. И если результат вычислений одинаковый, то тогда уже данные записываются в определенный реестр. Smart fuel позволяет удаленно контролировать процесс заправки. Она сама производит оплату, в том числе вон там, под крылом самолета, в момент заправки", – говорит руководитель проекта Smart fuel Дмитрий Макаров.
Новые цифровые технологии повысили не только скорость, но и безопасность финансовых операций. В системе блокчейн она достигается шифрованием и использованием электронных подписей. Человека из процесса не исключили, ведь и компьютер нужно контролировать, но вот человеческий фактор свели к минимуму: случайных ошибок в цифровой системе быть не может.
"Авиаперевозки не могут оставаться в стороне от прогресса, тем более, сейчас, когда наступило объективно непростое время, что важнее всего для авиакомпаний. И особенно в период пандемии, нестабильности: в первую очередь, забота о жизни и здоровье людей. Ну, и конечно, максимально эффективное и рациональное использование денег и ресурсов. Мы все это учитываем, развивая свои цифровые клиентские сервисы. В частности, Smartfuel, систему, которая оптимизирует систему заправки самолета", – полагает Владимир Егоров, генеральный директор "Газпромнефть-Аэро".
Полевые испытания технологии уже завершились. В воздушной гавани Мурманска успешно заправлены более 100 рейсов. В ближайшее время "Газпром нефть" начнет разворачивать систему в других аэропортах. В дальнейшем она может стать прототипом единой платформы для всей отрасли и упростить сотрудничество авиакомпаний, аэропортов, поставщиков топлива и сервисных предприятий.