Президент Владимир Путин поручил правительству передать 38,3% акций "Башкирской содовой компании" (БСК) в собственность Башкирии и 11,7% акций плюс одну акцию – в доверительное управление структурам, подконтрольным правительству Башкирии.
Путин поручил правительству заключить с Башкирией соглашение об инвестициях в БСК и контроле за использованием госимущества. "В соглашении нужно определить планы и основные показатели БСК, включая объемы производства и инвестиций", – подчеркнул президент и добавил, что необходимо сохранить рабочие места в БСК.
Путин в августе 2020 г. раскритиковал владельцев БСК за то, что они не вкладывают заработанные компанией деньги в экономику Башкирии, а выводят деньги на свои зарубежные счета.
Президент поручил правительству совместно с руководством Башкирии разобраться с БСК, а прокуратуре – проверить законность сделки, которая привела к утрате контроля государства за содовой отраслью Башкирии.
Иск Генпрокуратуры об истребовании акций БСК в пользу государства поступил в арбитражный суд Башкирии 31 августа 2020 г. Суд истребовал 947 тыс. акций БСК у компании "Башкирская химия", 634 тыс. акций – у компании "Региональный фонд", 4 тыс. акций – у торгового дома "Башкирская химия".
Суд обязал реестродержателя ("Реестр") списать акции со счетов ответчиков и зачислить акции на счет Росимущества.
Суд согласился с доводами Генпрокуратуры о том, что приватизация башкирских предприятий "Сода" и "Каустик", на базе которых создана БСК, прошла в начале 1990-х гг. с нарушением закона, в частности, без ведома ответственного за приватизацию органа – Госкомимущества.
"При приватизации СПО "Сода" и СПО "Каустик" Госкомимущество России соответствующих решений не принимало", – отметил суд.
До 17 января 2013 г. 61,65% акций "Сода" принадлежали Башкирии, 34,79% – компании "Каустик". Затем "Соду" присоединили к "Каустику", а новую компанию назвали "Башкирской содовой компанией".
Доля Башкирии в БСК снизилась до 38%, а доля кипрской Modisаnna Limited и "Башкирской химии" выросла до 62%.
В свою очередь 18-й арбитражный апелляционный суд (Челябинск) оставил без изменения решение нижестоящей инстанции, которая по иску Генпрокуратуры истребовала из чужого незаконного владения в пользу государства 95,72% обыкновенных именных акций БСК.