Как банки будут возвращать гражданам социальные выплаты, ранее списанные по исполнительным производствам? Что такое страховка для школьников и как она работает? Как будут меняться цены на жилье и ставки по ипотечным кредитам? И что вообще ждет в обозримом будущем российскую экономику? Обо всем этом глава Сбербанка Герман Греф рассказал в эксклюзивном интервью телеканалу "Россия 1".
- Герман Оскарович, здравствуйте.
- Добрый день.
- Президент Владимир Путин предложил законодательно запретить банкам списывать социальные выплаты, которые были получены гражданами, в счет кредитов или иных каких-то исполнительных производств. Более того, он поручил банкам вернуть ранее списанные выплаты. Как это будет реализовано на практике?
- Ну, во-первых, сегодня законодательно установлено уже ограничение на списание с социальных платежей определенных обязательств, в том числе по исполнительным производствам. Но, в соответствии с поручением президента, нужно, конечно, создать совместную группу и серьезно проработать, как это будет работать в дальнейшем. Наша практика показывает, что граждане не разделяют источники поступления средств и, как правило, используют их на оплату своих обязательств.
Каков будет механизм в данном случае, мне сейчас сложно сказать, нужно серьезно это продумывать, прорабатывать. Пока сложно представить себе такой механизм в особенности того, как это можно распространить назад, потому что это обстоятельства, которые уже совершились. Но мы, я думаю, что в ближайшее время эту тему обсудим, какие-то решения будем предлагать.
- Получается, эти деньги они не окрашены никак?
- Конечно, они не окрашены, они поступают на счета. Но здесь есть как положительные, так и отрицательные моменты, потому что, конечно же, если эти платежи не будут входить в общую сумму, на которую можно будет рассчитывать при оплате кредитных сумм и так далее, то соответственно банки начнут снижать лимиты на эти суммы. Соответственно люди, которые получают социальные пособия, не смогут получать уже кредиты в тех суммах, в которых они получали раньше. В общем, это такая не совсем однозначная, простая операция, с ней надо поработать, надо осмыслить.
- В августе родители российских школьников начали получать "школьные выплаты", и Сбер, помимо основной суммы, предложил держателям своих карт интересные бонусы, в том числе страховки от несчастных случаев для детей. При зачислении "школьных выллат" на карту Сбербанка – 2 тысячи бонусных рублей и страховка от несчастных случаев на ребенка. Насколько это было интересно, насколько много воспользовались этим предложением людей?
- Вы знаете, у нас очень активно люди пользуются предложением использовать бонусы до тысячи рублей на "Сбермаркете" и "Сбермегамаркете". И очень большое количество заявок, и люди в особенности сейчас, родители школьников при подготовке к школе используют эти бонусы для покупки каких-то школьных товаров, одежды и так далее. И достаточно активно начали пользоваться страховкой. Я на сегодня цифры не скажу, но на прошлой неделе более ста тысяч человек уже воспользовались страховкой. Даже более того, мне сказали, по состоянию на среду уже более десяти случаев возмещения страховки пришло в нашу страховую компанию. Поэтому там на каждого ребенка до четырехсот тысяч рублей, можно выбрать риск, по которому застраховать его. И вот люди уже не только успели застраховать, но уже и произошли какие-то обстоятельства, которые позволят им получить выплаты.
- Страховка бесплатная в этом случае?
- Страховка бесплатная, да. И для этого нужно подписаться на нашу подписку "Сберпрайм", которая будет стоить один рубль на срок до трех месяцев. Поэтому процесс идет очень активно, как видите, не только процесс страховки, но и уже и возмещений. Мы продлили это до начала сентября, поэтому я думаю, что люди будут очень активно пользоваться этими возможностями.
- Правительство продлило до конца 2023 года льготную семейную ипотеку, теперь она будет распространяться и на семьи с одним ребенком. Как это отразится на жилищном рынке? Не секрет, что уже сейчас цены на квартиры сильно подросли. Что ждать дальше?
- На рынке мы видим абсолютно рыночную ситуацию. Стагнация спросов приводила к тому, что цены очень сильно на рынке упали. Сейчас же два года подряд наложилось два события. Первое: рынок очень сильно прозрачен сейчас, после того как создана система так называемых скролл-счетов для накопительных счетов для граждан, и, в общем, была просадка рынка, в определенный момент времени строительные компании не могли адаптироваться вовремя к этим всем нововведениям. И это привело к тому, что количество вводимых квартир упало. Сейчас строительные компании адаптировались к этому, и рост спроса по ипотеке произошел за счет льготных программ, которые были приняты в 2020 году. На мой взгляд, это было очень правильное решение, потому что это очень сильно поддержало и людей строительной отрасли. Но на фоне произошедшего падения ввода жилья практически по всей стране мы увидели рост цен в среднем на 17-20 процентов, что очень много на самом деле.
Какой прогноз сейчас. Очень много жилья закладывается, и будет большое предложение на рынке. Часть льгот по ипотеке отменена, поэтому спрос упал. Скорее всего, цены на рынке будут находить свой новый баланс. Я не вижу большого потенциала для роста цен на жилье, скорее всего, даже наоборот оно немножечко должно стабилизироваться и припасть.
Очень важный инструмент – сохранение ипотеки для семей с детьми. Мы видим, что эта мера дала в этом году большой позитив. По состоянию на середину августа мы выдали больше, чем за соответствующий период прошлого года как раз семьям с детьми. И это инструмент, который, мне кажется, просто крайне необходим, и его необходимо продолжать дальше. И в 2022 году, если цены стабилизируются, я ожидаю, что будет очень большой спрос. Мы выдали более двадцати тысяч ипотечных кредитов на цели как раз приобретения жилья семьям с детьми. Поэтому это мера хорошая, и ее, наверное, в ближайшие годы не надо трогать, нужно поддерживать. При стабилизации цен, надеюсь, при падении цен на жилье все-таки этот инструмент будет очень сильно востребован.
- По предварительным данным Росстата второго квартала, ВВП рост более 10 процентов. На ваш взгляд, какой рост ВВП России мы можем ожидать по итогам 2021-го?
- Такого роста во втором квартале, честно сказать, никто не ожидал. Все прогнозы были связаны с тем, что мы в лучшем случае выйдем на восстановление уровня роста ВВП 2019 года в конце 2021 года, может быть, в первом квартале 2022-го. Случилось так, что в первом полугодии мы полностью отыграли падение прошлого года. И, конечно же, рост второго квартала был относительного второго квартала прошлого года экстремально низким, поэтому такие высокие цифры получились. Но до конца текущего года наша оценка: третий-четвертый квартал, конечно, не будет демонстрировать двузначные темпы роста, но в целом по году мы ожидаем примерно 4,5 процента роста, что очень хорошо, и он будет полностью компенсировать практически по всем параметрам. Он компенсирует провал 2020 года. Это касается в том числе и доходов населения. Мы до конца текущего года прогнозируем рост реальных доходов примерно 3 процента.
- Впереди Восточный экономический форум. Сессия Сбербанка всегда становится центральным, самым обсуждаемым событием любого делового мероприятия. Чему она будет посвящена в этом году?
- Мы долго советовались, в том числе с организаторами форума, какую наиболее актуальную тему сегодня нужно избрать. И мы провели опрос бизнеса. Абсолютный чемпион – это тема ИСЖ, это экология, социальная ответственность бизнеса и прозрачное управления, то, что сегодня в английской аббревиатуре во всем мире называется ИСЖ.
Приняты важнейшие документы тремя крупнейшими экономиками мира, это Китай, Соединенные Штаты Америки и Европы о том, что до 2050 года они должны выйти к нулевому выбросу углерода. Так вот так называемый NZE-2050, то есть Net zero emitions, эмиссия углерода должна быть нулевой к 2050 году. Это означает грандиозную трансформацию всех рынков. И если раньше было очень много дискуссий в отношении того, есть ли влияние повышенной эмиссии парниковых газов на изменение климата, и были точки зрения очень различными, даже среди самых квалифицированных людей и ученых, то на сегодняшний день, я бы сказал, что эти дискуссии оторвались друг от друга.
Очевидно, что идет изменение климата, в России оно идет даже быстрее, чем в мире, и мир пошел по пути, вне зависимости от этой дискуссии, вводить такой называемое трансуглеродное регулирование. И интересы нашей страны будут очень сильно затронуты этим. И мы попытались сделать прогноз, как будет развиваться это регулирование и как это повлияет на нашу страну, и, соответственно, что необходимо делать для этого. Мы попытались сделать этот прогноз, стресс-сценарий для различных отраслей российской экономики и для различных регионов. Собственно говоря, мы его выносим на обсуждением этой панели, и очевидно, что там есть что пообсуждать. Если мы начнем заниматься этой темой немедленно, собственно, промедление там просто недопустимо, и об этом президент уже несколько раз говорил, то, в общем, мы можем стать даже бенефициарами этой ситуации, нам только нельзя задержаться на старте. Это большая возможность для трансформации экономики.
По нашим оценкам, до 2050 года России предстоит проинвестировать вот примерно от шестисот пятидесяти до триллиона долларов в модернизацию различных отраслей и энергетики в первую очередь. И если мы вовремя в том числе впишемся в международную повестку дня, то, по нашим оценкам, примерно до шестидесяти процентов от этой суммы мы можем профинансировать за счет механизмов международной торговли квотами. Поэтому это такая не абстрактная дискуссия, а вполне практическая. Мы пригласили хороших экспертов и представителей отраслей. Поэтому будут, я надеюсь, очень интересные высказаны точки зрения, различные, ну и обсудим, как нашей стране готовиться к этому.
- Очень интересно. Будем ждать сессию, слушать с удовольствием.
- Спасибо Вам.