Тема:

Рост цен на продукты 5 дней назад

Китайские товары заблокировали порты Дальнего Востока


AP

Глобальная инфляция набирает обороты, а рост цен ускоряют и транспортные проблемы. Основные маршруты доставки перегружены.

Транспортный коллапс в Приморском крае уже привел к росту цен – во Владивостоке застряли грузы для Камчатки, Сахалина, Чукотки и Магадана. Власти намерены устранить проблему за 2 недели. А эксперты считают по другому – 2-3 года. Растут цены на товары и товароотправителей из Китая. Глобальная инфляция набирает обороты, а рост цен ускоряют и транспортные проблемы: рост тарифов, перебои с поставками.

Грузы для Камчатки, застрявшие во Владивостоке, доставят на полуостров до 15 ноября. Ситуацию взял под контроль Минтранс. Из-за перегруженности приморских портов проблемы ощутили уже почти все дальневосточные регионы – Сахалин, Чукотка, Магадан. Логистический кризис длится больше месяца.

В застрявших контейнерах все необходимое и для жителей, и для промышленности регионов: от продуктов до сложной электроники.

Уже дорожают товары, в первую очередь, самые дешевые и первой необходимости. Например, по ежегодной программе "Северный завоз" на Камчатку до 15 ноября должны доставить 1600 контейнеров, в которых самое необходимое: продукты, медикаменты, строительные материалы для объектов по национальным проектам. По такому же принципу грузы будут отбирать для первоочередной отправки на Сахалин, Чукотку и в Магадан – там тоже ждут доставку из переполненных дальневосточных портов.

Во Владивостоке очередь судов на выход из акватории растянулась на несколько недель. Перегружены и другие гавани региона. Причина кризиса – рост товаропотока из Китая. Популярность дальневосточных портов выросла после блокировки Суэцкого канала и роста цен на фрахт. Сейчас ситуацию усугубляют предновогодний сезон и постоянно растущий объем импортных грузов из Азиатско-Тихоокеанского региона.

"В последние несколько месяцев ставки фрахта на морские перевозки по маршруту Китай-Европа через Суэцкий канал выросли до десяти раз. Соответственно грузовладельцы ищут альтернативу этому пути. Один из вариантов – из Китая через порты Дальнего Востока с перегрузкой на жд-транспорт и далее транзитом через РФ до портов южного бассейна либо далее в Европу", – пояснил Виталий Чернов, главный редактор ИАА "ПортНьюс".

Путь через Дальний Восток сейчас все еще дешевле других. Но непредсказуемый по срокам. Некоторые региональные дальневосточные компании и вовсе вынуждены прекратить приемку грузов в направлении Магадана, Сахалина и Камчатки, поскольку им не на чем их доставлять. Гарантировать четкие сроки получения сейчас практически невозможно. Растут и цены на перевозки – услуги за время логистического кризиса подорожали: на некоторых направлениях плюс 30%.

"Здесь, как операторы подвижного состава, так и порты и морские линии сталкиваются с проблемами. Товары из Китая в РФ не выгружаются вовремя, – рассказал Никита Пушкарёв, директор по продажам и клиентскому сервису "ТрансКонтейнера". – Клиентам, чтобы доставить груз срочно надо выбирать альтернатив маршруты. Есть варианты сухопутные через Забайкальск-Монголию-Казахстан".

Не очень хорошая ситуация и на сухопутных маршрутах. На самом крупном международном автомобильном пункте пропуска с Китаем – "Забайкальск-Маньчжурия" – в ожидании стоит почти 1000 большегрузов. Это данные первой экспедиционной компании. От 250 до 300 грузовиков скопилось на пункте пропуска в районе Пограничного. Точное количество транспорта, который сейчас ждет перехода назвать невозможно. Часть машин рассредоточены по ближайшим населенным пунктам, а не стоят в очереди.

Тем временем, логистические компании несут потери. День простоя фуры на границе около 40 тысяч рублей. День содержания груза на складе временного хранения, если контейнера приходится ждать около 10 тысяч.

Срочная доставка теперь только по воздуху. Спрос на расчет авиафрахта из Китая взлетел на 30-40 процентов. Ожидаемо выросли и цены. Если месяц-два назад тонну груза можно было отправить за 3-3,5 доллара за килограмм. Сейчас тариф 6-7 долларов. Но даже дорогие авиаперевозки проблему не решат – грузоподъемность самолетов намного меньше грузоподъемности жд-составов или корабельных контейнеровозов.

"Крупнейший самолет поднимает 250 тонн, а судно например, которое застряло в Суэцком канале – 100 тысяч тонн. Чтобы самолету выполнить такое количество рейсов – надо 400 раз слетать в одну сторону. Конечно, это очень дорогая перевозка", – пояснил Кирилл Никода, директор Центра экономического прогнозирования АО "Газпромбанк".

Эксперты сходятся во мнении, что решение проблемы займет 2-3 года. Нужно модернизировать порты, повышать пропускную способность и гаваней, и железных дорог. Но делать это в разгар кризиса сложно. Правда, немного разгрузить заторы вероятно удастся в феврале.