Конституционный суд (КС) обратил внимание на то, что законодательство не позволяет лицу, привлеченному к субсидиарной ответственности, обжаловать принятый без его участия судебный акт о признании обоснованными требований кредиторов должника и включении их в реестр требований кредиторов за период, когда это лицо являлось контролирующим по отношению к должнику.
Новый закон предусматривает возможность привлечения лица, контролирующего должника, к участию в рассмотрении дела о банкротстве на основании мотивированного ходатайства и соответствующего определения арбитражного суда. Закон также уточняет права такого лица.
При этом контролирующему лицу, привлекаемому к субсидиарной ответственности, предоставлено право участвовать в деле о банкротстве при рассмотрении не только вопроса о привлечении его к ответственности, но и иных вопросов, решение которых может повлиять на привлечение его к ответственности и на ее размер.
Такое лицо также вправе обжаловать судебные акты, ранее принятые по данным вопросам.
Закон уточняет особенности привлечения к субсидиарной ответственности банков, страховщиков и негосударственных пенсионных фондов (НПФ), когда они сами находятся в процессе финансового оздоровления.
Если основания для привлечения к субсидиарной ответственности возникли до принятия решения ЦБ о финансовом оздоровлении, то размер такой ответственности не может превышать стоимость чистых активов этих организаций на конец квартала, в котором принято это решение.
Кроме того, очередность удовлетворения требований конкурсного кредитора, являющегося кредитной организацией, в отношении которой утвержден план участия ЦБ или АСВ по предупреждению банкротства, не может быть понижена по основаниям, которые возникли до утверждения такого плана.
Соответствующие изменения внесены в закон "О несостоятельности (банкротстве)". Новый закон должен вступить в силу через десять дней после официального опубликования, а изменения, касающиеся банков, страховщиков и НПФ – со дня опубликования.