Иностранные суда, получившие разрешение РФ на плавание в акватории Северного морского пути, "могут заходить во внутренние морские воды Российской Федерации в акватории Северного морского пути только при прохождении проливов, полностью являющихся внутренними морскими водами Российской Федерации, а также при следовании в морской порт или из морского порта", – следует из документа.
В случае нарушения этого правила иностранные суда "обязаны незамедлительно их покинуть по кратчайшему маршруту в направлении от берега" и "обязаны выполнять требования командира военного корабля (летательного аппарата) или капитана госсудна, эксплуатируемого под флагом РФ".
Развитие Северного морского пути в качестве национального транспортного коридора – одно из важнейших положений новой морской доктрины, подписанной президентом России. Стратегический маршрут экономит 30 дней плавания. Транзит грузов по Севморпути по плану к 2024 году составит 80 миллионов, к 2030 – вырастет до 200 миллионов тонн.
В этом году количество рейсов удвоилось до 1600. Для проводки кораблей число новых ледоколов выросло до шести. А скоро флот пополнился двумя самыми мощными в мире ледоколами — "Арктика" и "Сибирь" Еще четыре атомных ледокола достраиваются в Петербурге и Приморском крае.
Осенью прошлого года президент РФ Владимир Путин утвердил стратегию развития Арктической зоны России до 2035 года. В документе дается прогноз, согласно которому значение Северного морского пути, как мирового транспортного коридора, будет возрастать. За последние пять лет объем перевозок по нему увеличился в пять с половиной раз и в 2020-м составил 33 млн тонн в год.