Специалисты из Принстонского университета выпустили исследование, анализирующее манипулятивные приёмы онлайн-магазинов — так называемые "тёмные схемы" ("dark patterns"). Все они так или иначе имеют своей целью заставить посетителя потратить больше денег.
"Они манипулируют людьми, подталкивая их к решениям, которые те просто так не приняли бы, и заставляют покупать вещи, которые им не нужны, — рассказал Business Insider один из соавторов исследования, Гунеш Акар. — Например, показывают таймер и говорят, что на покупку осталось всего пять минут: так создаётся ощущение срочности. Это, как минимум, вызывает вопросы".
Акар и его коллеги создали программу-краулер, которая проанализировала более 10 000 сайтов интернет-магазинов. Они обнаружили, что манипулятивные приёмы используют более 1200 из них, заставляя либо тратить больше, либо проводить на сайтах магазинов больше времени. По словам Акара, это консервативная оценка, так как программа анализировала только текст (например, на кнопке отмены заказа написано "Спасибо, я не люблю вкусную еду"), а не дизайн сайта.
Всего исследование выделило 15 основных способов манипулирования посетителями интернет-магазинов, среди них — усложнение отмены покупки, попытки пристыдить уходящих покупателей, сообщения о том, что товаром или услугой интересуются другие люди, а также написание фальшивых отзывов. Часто сайты внедряют манипулятивные механики не самостоятельно, а при помощи компаний, специализирующихся на такой "оптимизации пользовательского опыта" — таких фирм исследователи выявили больше двух десятков.
"Тёмные схемы" не являются уникальной особенностью интернет-шопинга: их часто используют онлайновые мошенники, например, заставляя пользователей iPhone оформлять трудно отменяемые подписки. Обвиняли в таком манипулировании и Facebook (запрещена в РФ), когда соцсеть пыталась выманить у пользователей доступ к их контактам.