Разработчиков антивируса Avast заподозрили в слежке за интернет-активностью пользователей и продаже этих данных третьим лицам, включая Google и Microsoft. К такому выводу пришли издания Motherboard и PCMag по итогам совместного расследования.
Аудитория сервисов кибербезопасности Avast насчитывает свыше 435 миллионов активных пользователей Windows, macOS и мобильных устройств. Компания разрешает установить бесплатную версию своего инструмента в обмен на согласие получать обезличенную статистику использования. Эта информация затем переходит к рекламному агентству Jumpshot, принадлежащему Avast. Что именно записывается, компания не раскрывает.
На основе утечек, партнерских соглашений и других материалов журналисты выяснили, что в распоряжении Avast оказывается огромный пул данных, в том числе поисковые запросы, GPS-координаты на картах Google и история просмотров на YouTube. Более того, бесплатный антивирус отслеживает активность на порносайтах, записывая точную дату посещения и открытые ссылки.
В Avast говорят, что анонимизируют полученные данные — то есть собирают в обезличенном виде, чтобы их нельзя было связать с конкретным человеком. В частности, маскируется уникальный идентификатор устройства, который остается закрепленным за пользователем до тех пор, пока антивирус не будет удален.
Несмотря на это, пишет Motherboard, у Jumpshot остается уникальная информация об интернет-сессии, которая может быть сопоставлена с другой для установления личности человека. Более того, маркетологи не уведомляют пользователей о том, что их данные продаются сторонним фирмам.
Базу Jumpshot покупают крупные компании, от Google и Microsoft до Pepsi и Yelp. Сколько на этом зарабатывает сама Avast, неясно, но одна только маркетинговая фирма Omnicom Media Group заплатила за доступ к данным более $2 миллионов в 2019 году, указано в расследовании.