В это сложно поверить, но в Россию пришел главный музыкальный сервис Spotify. Компания официально подтвердила, что с сегодняшнего дня ее продукт доступен в нашей стране, а также на Украине, в Белоруссии, Казахстане и еще девяти странах. До последнего момента это все было на уровне слухов.
Spotify ждали как минимум четырежды за последние семь лет. Но на этот раз накануне появился довольно длинный промо-ролик со звездами, которые приветствуют сервис в России. А у некоторых и само приложение стало доступно еще вчера. Не то чтобы в России не было своих стриминговых сервисов, есть и отечественные, и крупные глобальные пришли сюда быстрее, чем компания из Швеции. Но ни одного из них не ждали так долго, что это стало даже своеобразной шуткой в тусовке ИТ-музыкальных фанатов.
Дело в том, что Spotify — это не просто крупнейший музыкальный сервис, это пионер интернет-стриминга. Он запустился в 2006 году и создал сам рынок легальной потоковой музыки. Недорого или бесплатно, но в обмен на рекламу. Главным конкурентом шведов тогда была музыка пиратская. Первая утечка о приходе Spotify в Россию появилась в 2013 году, в следующем году они открыли в Москве офис и даже наняли главу местного отделения, затем, по всей видимости, планы сервиса нарушили западные санкции, которые ввели в 2014 году.
При этом у Spotify в России была аудитория, состоящая в основном из техногиков. Потому что для оформления подписки нужен был VPN, чтобы выдать себя за жителя другой страны, и деньги: европейская или американская подписка в разы дороже, чем то, что мы привыкли платить за такие сервисы – $10 или 700 рублей в месяц. Официальный Spotify в России по цене оказался вполне стандартный для наших условий – 170 рублей за премиум, за семейные подписки – скидки и, главное, есть полноценная бесплатная версия с рекламой.
Впрочем, при всей легендарности рекомендательных алгоритмов теперь Spotify придется играть уже не на пустом поле. По данным Международной федерации звукозаписывающей индустрии, которые приводит РБК, в 2019 году наша страна стала самым быстрорастущем рынком для индустрии звукозаписи: выручка год-к-году увеличилась на 50%. Из восьми игроков в Рунете есть три явных лидера. Apple Music свою аудиторию не раскрывает, но, по оценкам аналитиков, именно она находится на первом месте. Дальше идет «Яндекс.Музыка» — у нее больше 3,5 млн платных и пробных подписчиков и Mail.ru – 3 млн. Есть свой сервис и у Google – YouTube Music. Причем все музыкальные сервисы в России продвигаются как часть экосистем – аппаратных или сферы услуг. В «Яндексе» музыка входит в программу лояльности «Яндекс.Плюс». У Mail.ru – в «Комбо», привязывают к своим платформам потребителей и Apple c Google.
Одной из немногих возможностей достучаться до широкой аудитории может стать как раз союз с телеком-оператором или с несколькими. Тем более, что главным музыкальным гаджетом современности остается смартфон. Что любопытно, российские музыкальные сервисы неофициально, но в один голос говорят, что прихода Spotify не боятся. Дескать, большой игрок с солидным бюджетом на маркетинг привлечет ту часть аудитории, которая до сих пор за музыку не платила и от этого выиграет вся индустрия. Как оно будет в реальности — неведомо, но тот самый первый промо-ролик Spotify оказался переполнен известными в разных кругах именами, как глобальными, так и локальными российскими. В общем, выглядит богато.