Сервис, использующий технологии искусственного интеллекта (ИИ) для выявления недостоверных новостей, предложили создать в Роспечати. Об этом пишет РБК со ссылкой на имеющийся в распоряжении издания документ — копию письма замглавы ведомства Ильи Лазарева, направленного в Минкомсвязи.
Предполагается, что разработка сможет анализировать "максимальное количество" фактов, так или иначе относящихся к информационному сообщению, на предмет соответствия истине. Наиболее истинными при построении алгоритма предлагается считать авторитетные источники — например, сайты государственных новостных агентств или правительственных ведомств.
Получившийся дата-сервис должен помочь в автоматическом режиме выявлять источники и распространителей недостоверной информации. Предполагается, что доступ к нему получат все желающие — и частные лица, и организации, и ведомства, осуществляющие надзор в информационной сфере.
Разработку "детектора лжи" для информационного пространства Роспечать предлагает вписать в федеральный проект "Искусственный интеллект". Реализовать задуманное планируется к 2023-му году, а затраты составят 94 млн рублей — сумму в масштабах страны небольшую, чуть менее, чем 1,3 млн долларов по текущему курсу. В Минкомсвязи заявили изданию, что предложение Роспечати — одно из многих, поступающих в ведомство в рамках формирования проекта "Искусственный интеллект". Подготовить этот проект в начале июня поручил президент Владимир Путин.
Издание не уточняет, идет ли речь в предложении Роспечати о системе, анализирующей лишь текстовый контент (это технически проще), или она также должна иметь функцию анализа звуковых и видеоданных. Если подразумевается универсальный инструмент, умеющий выявлять фейки и в тексте, и в подкастах, и в сториз, и в роликах на TikTok и YouTube (как, например, дипфейк с заявлением Никсона о гибели астронавтов на Луне), то задача, особенно с учетом сроков и объемов финансирования, выглядит труднореализуемой. По крайней мере, успехи Facebook (запрещена в РФ), Google и других ведущих мировых IT-компаний в этой области, несмотря на их финансовые и человеческие ресурсы, пока крайне ограничены (как и в области ручной, "человеческой" модерации контента).