В России создадут единую базу телефонных номеров мошенников и спамеров. Об этом заявил замглавы Минкомсвязи Олег Иванов в интервью проекту «Цифровая журналистика». По его словам, именно так можно бороться с навязчивыми звонками. Иванов добавил, что министерство буквально недавно начало заниматься решением проблемы и планирует сделать это достаточно быстро.
«Создание определенных приложений и единой базы данных, где информация поступает от граждан по определенному алгоритму с проверкой, от операторов, от банковских структур, от правоохранителей, все это вместе концентрируется в единой базе данных и дальше путем мобильных приложений распространяется свободно среди пользователей. Каждый пользователь имеет право его установить и у него автоматически звонки с этих номеров будут блокироваться. Это одно из предложений, которое сейчас активно рассматривается. Может быть мы пойдем по пути, когда эту базу данных будем отдавать операторам, и операторы просто не будут пускать трафик с этих номеров. Может быть еще другие возможности, но бороться с мошенническими звонками мы будем».
Олег Иванов, замглавы Минкомсвязи России.
Надо сказать, что спамерские или мошеннические звонки в России это действительно массовая проблема. По итогам прошлого года наша страна находится на девятом месте в мире по числу таких вызовов на человека. В среднем россиянин получает около 18 спам-звонков в месяц. И за год это число увеличилось вдвое. Примерно столько же в США, но до лидера рейтинга – Бразилии, нам далеко. Там почти 50 звонков в месяц. И по данным Truecaller, чаще всего спам-звонки в России совершают финансовые организации и мошенники, их примерно равная доля – около 40% у тех и у других. Еще 20% приходится на операторов связи.
Вообще на нашем рынке уже более 10 лет существует приложение для отслеживания спам-звонков, есть и отдельные проекты и аналоги от крупных компаний вроде «Яндекса» и «Лаборатории Касперского». Многие из них бесплатны в использовании, но стопроцентной защиты от спамеров они, конечно, не дают. Дело в том, что в их базу вносятся номера на основании жалоб пользователей, но мошенники могут мгновенно зарегистрировать сотни и даже тысячи новых благодаря IP-телефонии. Причем поймать их и наказать бывает сложно юридически и физически. Компании, с помощью которых совершаются вызовы, могут находиться где угодно.
Например, в тех же США о борьбе с телефонных спамом говорят много лет, но до сих пор так и не придумали эффективных способов. В качестве возможного варианта называют оборудование для фильтрации трафика, которое будет определять массовые звонки на основе нейросетевых алгоритмов, но такое решение будет сравнительно дорогим.