Вклад интернет-сегмента в экономику России за год вырастет примерно на 15%. Такой прогноз сделала на российском интернет-форуме Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). И это заметно лучше, чем предыдущий прогноз, опубликованный той же РАЭК в середине апреля, в самый разгар коронавирусных ограничений — тогда обещали в лучшем случае 10-процентный рост, а скорее стагнацию.
Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций: "Впервые мы поняли, зачем мы запланировали четвертый сценарий развития. У нас их все время было три, и где-то там сбоку находился четвертый, кризисный. У Рунета никогда не было кризисного сценария. И мы прогнозировали в апреле, что до конца 2020 года будет один из кризисных сценариев: умеренный или негативный. Не вырастем вообще, будет ноль или вырастем, но максимум на 6-10%. При этом очевидно, что определенные сегменты упадут".
И вот теперь плюс 15%. Для сравнения, в прошлом году без всяких карантинов вклад интернет-отраслей в экономику России вырос примерно на 20%. Как сказал Сергей Плуготаренко, сильнее других вполне ожидаемо в условиях ограничений и массового перехода на удаленную работу растут сферы, связанные с цифровым контентом и электронной коммерцией. В аутсайдерах окажутся маркетинг и реклама – сворачиваются наименее прибыльные проекты. В общем, коронавирус замедлил темпы роста цифровой экономики в России, но не так критично, как многие опасались. В итоге в РАЭК снова говорят о хороших перспективах и строят планы.
Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций: "Во-первых, малый и средний бизнес не чувствует своего места в нацпроектах. Это первое. И второе, то что есть определенная формальность – мы очень много бьемся в кабинетах с официальными письмами, хотя мне кажется, что наша отрасль доказала уже, что мы настолько крутые и мы можем делать экономику России сильной, чтобы нам был зеленый свет везде. И тогда у нас есть все для того, чтобы достичь того, что мы для себя придумали. Есть экосистема, есть пользователи, и нужно три условия со стороны государства: нужно тесное сотрудничество с бизнесом, и здесь очевидно, что проект предоставляет возможность такое сотрудничество устанавливать, мы готовы быть интерфейсом, поддержка экспорта отечественных цифровых продуктов и решений и привлечение зарубежных технологических компаний и инвесторов для совместного развития цифровой экономики. Цифровая экономика должна оставаться открытой и глобальной".
И еще из общих данных: за год аудитория Рунета увеличилась на 2 млн человек. И теперь доступ в сеть есть у 95 млн россиян. Это в абсолютных значениях. В относительных рост на 2%. Теперь в Сети 78% от всего населения — это уже информация главного российского измерителя, компании Mediascope. По тенденциям все более-менее стабильно. Доля мобильного потребления растет, со смартфона в сеть выходят уже почти 70% населения, с компьютеров все меньше — чуть больше половины, и немного выросло потребление со смарт-ТВ и планшетов.
А еще Mediascope статистически подтвердил наблюдение, о котором мы уже говорили. На фоне пандемии заметно выросло потребление новостей и контента из соцсетей, но теперь ситуация возвращается в норму, а вот что с нами, похоже, навсегда — так это видеозвонки. Ими пользуется больше 2 млн человек с компьютеров и больше 2,5 млн со смартфонов. Пока проникновение технологии сравнительно невелико, в районе 2-3%, но если учесть, что до пандемии речь шла всего о десятых долях процента, рост получается колоссальный.