Сбербанк запускает сервис с набором информации о тратах и передвижении россиян. Предполагается, что аналитику на основе больших данных сможет использовать и бизнес, и региональные власти.
Суть в том, что у крупнейшего банка (а Сбер – это под 90% тех, кто в принципе пользуется банковскими услугами) уже есть огромный массив данных о том, как и за что россияне платят картами, а также аналогичный поток информации от бизнеса – где и какие платежи тот получает.
Кроме того, Сбер в этом году получил контроль над картографическим сервисом 2ГИС – а значит, может сопоставлять платежную информацию с данными о расположении торговых точек. А также дополнять эту статистику данными из сервиса 2ГИС о том, какие маршруты прокладывают пешеходы, то есть понимать еще и транспортные потоки.
Вариантов применения такой аналитики, о которых заявляют представители банка, пока два – первый это консалтинг для бизнеса. Проще говоря, Сбер сможет подсказать, где лучше открывать магазин или кафе, на какую аудиторию они должны быть ориентированы, по какому графику работать, чтобы охватить основные потоки людей.
И второй вариант – аналитика для государства. Куда и как граждане ездят и ходят, как добираются на работу, и как меняют привычки в зависимости от обстоятельств (что теперь особенно актуально).
Надо сказать, что аналогичные сервисы есть почти у всех крупных операторов связи и у ИТ-компаний, например, у Mail.Ru Group. Но эксперты, которых опросил РБК, замечают, что у них есть довольно точные данные о передвижении людей, но нет информации о платежах, тут у Сбербанка будет преимущество, которое может оказаться важным для бизнеса.
Заметным конкурентом для крупнейшего банка страны может стать совместное предприятие ВТБ и Ростелекома – "Платформа больших данных", там говорили о запуске аналогичной услуги в августе этого года. Ну и как минимум один из крупнейших операторов такого рода данных – собственно само государство.
Например, Департамент информационных технологий Москвы уже 5 лет закупает у сотовых операторов данные о перемещении абонентов, свою информацию отдают городу сервисы такси. Кроме того, город сотрудничает с оператором WiFi в метро (и не только), компанией "Максима Телеком" – та, опять же, отслеживает передвижения своих клиентов. Всё это позволяет городским властям как минимум понимать структуру трафика в общественном транспорте.
Более того, во вторник "Коммерсант" сообщил, что московская мэрия разрабатывает еще и собственный инструмент мониторинга потоков – на остановках общественного транспорта появится оборудование, которое будет считывать MAC-адреса чипов Bluetooth и Wi-Fi в смартфонах оказавшихся рядом людей.
MAC-адрес – это по сути уникальный идентификатор устройства связи. В пресс-службе Центра по организации дорожного движения заявили, что опирались на опыт Сингапура, Лондона и Берлина – там аналогичные системы уже работают и помогают управлять сетью общественного транспорта. Есть и коммерческие примеры отслеживания MAC-адресов в рекламных или маркетинговых целях.
Впрочем, с идеей отслеживать пользователей по идентификаторам смартфона не всё так просто. Во-первых, многие отключают Wi-Fi и Bluetooth в дороге (по некоторым оценкам, не делают этого только 30% россиян). А во вторых, в новых версиях мобильных ОС предусмотрена функция, при которой MAC-адрес при каждом подключении придумывается новый. Как раз чтобы не отслеживали пользователей.