Режим всевозможных ограничений и изоляций в России оказался благом для игровой отрасли – она не просто продолжила рост, а ускорила его вдвое. Всего только за первое полугодие мы потратили на игры один миллиард 150 миллионов долларов. Таковы данные совместного исследования агентства Superdata и белорусской Wargaming, это издатель игры World of Tanks.
Еще один знаковый момент – мобильные игры по прибыльности обогнали условно-бесплатные компьютерные. Мобильный сегмент вообще оказался самым активным, он вырос более чем на треть в деньгах, а в игры на смартфонах в России теперь играют 66 миллионов человек. За полгода они потратили на своё увлечение без малого полмиллиарда долларов.
Впрочем, по количеству игроков пока лидируют всё-таки компьютерные условно-бесплатные, то есть те, что позволяют играть просто так, но имеют механизм внутриигровых покупок. Речь тут в первую очередь о шутерах, головоломках, RPG и симуляторах. Эти бесплатные игры, это почти 40% доходов всей игровой индустрии в России.
А вот классические игры, которые нужно покупать, традиционно — меньшая часть рынка. Но и она на карантине выросла на 20% до 112 млн долларов. В этой категории, конечно, очень любопытно, что в число самых продаваемых попала Half-Life: Alyx, которая существует исключительно в варианте для шлема виртуальной реальности, который сам по себе тоже не бесплатный. Точных цифр нет, но то, что VR-игра обошла в рейтинге еще недавно сверх-популярный PUBG и еще пару классических тайтлов Ubisoft – само по себе примечательно.
Ну и что касается консолей, то все участники рынка, мнение которых приводит "Коммерсант", говорят о больших успехах. Сначала с прилавков смели все имевшиеся устройства текущего поколения, и теперь аналитики ждут хороших продаж новых приставок, которые уже вот-вот должны поступить в продажу.
Благо консоли нынче — это не только про игры. Это еще и онлайн-кинотеатры (Netflix, Disney +, HBO Max), стриминг музыки от Spotify, YouTube и Apple TV+. О поддержке яблочного сервиса на PS5 Sony сообщила еще в октябре, а теперь и Microsoft обещает его для игровых новых приставок Xbox.
Впрочем, главные новости от Apple связаны не с консолями, а с анонсом некоего мероприятия, запланированного на 10-го число. Оно, кстати, станет уже третьим за эту осень – удивительна активность купертицев. Традиционно тема анонса – секрет, и никакие предположения Apple не комментирует, но мало кто сомневается, что речь пойдет о ноутбуках на собственных процессорах Apple, да еще и построенных на архитектуре ARM. То есть таких же, как в смартфонах.
Агентство Bloomberg вообще назвало предстоящее мероприятие официальным началом развода Apple и Intel, которая поставляла процессоры для яблочных компьютеров последние 15 лет. Это не означает немедленного наступления тяжелых времен для Intel. Во-первых, компьютеры Apple — это 10% рынка. Во-вторых, на собственные процессоры в Купертино переводят сначала только ноутбуки.
С настольными компьютерами ясности пока меньше. Например, есть информация, что десктоп Mac Pro на ARM будет в том же дизайне, что и текущий, только корпус вдвое меньше. И если в случае с другими моделями миниатюризацию можно объяснить большей энергоэффективностью мобильных чипов и, соответственно, более компактной системой охлаждения, то в случае с профессиональным и мощным MacPro заметную часть объема корпуса занимают накопители и видеокарта, что миниатюризации не очень поддается. Иными словами, есть версия, что MacPro может быть в двух вариантах – профессиональном и экономичном.
Но главное, процесс перехода Apple на свои чипы запущен. По данным Bloomberg, партнеры компании (Foxconn и Quanta Computer) уже наращивают выпуск ARM-ноутбуков в трех версиях: MacBook Air и пара MacBook Pro с разными диагоналями экрана.
Процессоры основаны на новейшем А14 из последних iPhone, графическая подсистема тоже собственной разработки. Ну и главное, к чему всё идет – еще в июне, анонсируя переход на свои чипы, в Apple заявили, что идея в том, чтобы для всего, от часов до десктопа, иметь одну аппаратную архитектуру. А, значит, и абсолютную совместимость по ОС и приложениям.