Выборы в США обернулись катастрофой для онлайн-платформ

ERIK S. LESSER
Выборы президента США обернулись катастрофой для онлайн-платформ: Twitter, Facebook (запрещена в РФ), Instagram (запрещена в РФ) и YouTube. С таким заявлением выступила заметная часть американской же прессы.

Выборы президента США обернулись катастрофой для онлайн-платформ: Twitter, Facebook (запрещена в РФ), Instagram (запрещена в РФ) и YouTube. С таким заявлением выступила заметная часть американской же прессы. Речь, разумеется, не о результатах выборов, а скорее об их отсутствии, которое породило волну непроверенных, эмоциональных или вовсе дезинформирующих сообщений.

Соцсети готовились к голосованию чуть ли не полгода, обещали бороться с фейками, но получилось не очень. По крайней мере, не довольна ни одна из политических сил. Активнее всего среди конкурентов выступил Twitter, глава которого Джек Дорси последовательно выступает за более жесткое регулирование. Сразу к пяти твитам Трампа платформа добавила специальные пометки – "это сообщение или его часть спорны или могут вводить в заблуждение в вопросах процедуры выборов или других процессов". Такой твит также нельзя лайкнуть или перепостить, речь о постах про победу или попытках демократов уничтожить бюллетени или подтасовать результаты выборов. Аналогичные пометки получили твиты членов команды Трампа, а также некоторых видных республиканцев.

В Facebook система оказалась менее строгой. Чуть ли ни ко всем политическим сообщениям, не важно спорным или нет, добавлялась пометка о том, что выборы не окончены, голоса до сих пор считают. Досталась такая и вроде бы вполне корректному посту Джо Байдена, в котором политик написал: "Продолжайте верить, мы победим". С другой стороны, эта пометка никак не ограничивала сам пост, он продолжал появляться в лентах пользователей, им можно было поделиться и прокомментировать. Единственная ситуация, в которую соцсеть попыталась вмешаться – это волна дезинформации в Аризоне. Там в соцсетях начало распространяться утверждение, что часть бюллетеней признали недействительным, поскольку они были заполнены фломастерами, а не ручками. Эту информацию тут же опровергли, но волну было не остановить, и Facebook скрыл все такие сообщения.

Instagram, принадлежащий Facebook, тоже ограничился аналогичными пометками о том, что результат выборов еще не известен. Но зато сама платформа из-за технического сбоя стала источником дезинформации части пользователей: утром 3 ноября пришли уведомления о том, что выборы завтра, то есть 4 ноября. Компания заявила, что быстро устранила ошибку, но так и не раскрыла, сколько именно пользователей получили ложное уведомление. И сложнее всего оказалось с YouTube. Платформа тоже добавила ко всем видео о выборах плашку, на которой сообщала, что результаты не окончательные. Фейки удаляли, но опять же, по мнению критиков, не все, в каких-то случая только отключали монетизацию. Ну и прямые трансляции, как выяснилось, проходят мимо цензуры. Любопытно, что наиболее целостно в данном случае выглядит TikTok, возможно потому что Трамп, который считает платформу орудием Китая, не ведет там свой блог, а может быть из-за того, что для TikTok в принципе характерна более жесткая политика в отношении контента, и соцсеть активнее убирает из выдачи те или иные посты.

Но были проблемы и за пределами соцсетей. ФБР ищет источник анонимных телефонных робозвонков, в которых американцев призывали вместо выборов оставаться дома ради безопасности, что очень похоже на попытку снизить активность избирателей. Такие вызовы фиксировались с начала лета, но за последние недели их частота возросла кратно. Есть вероятность, что достоверно установить, кто за этим стоит, так и не получится. Звонки проходили через сервис интернет-телефонии, а там определить источник сигнала может быть непросто. Проблема таких нежелательных звонков актуальны и для России. По данным "Лаборатории Касперского", в этом году аж две трети от всех вызовов с неизвестных пользователям номеров оказались спамом, а на фоне коронавирусных ограничений и карантинов выросло и количество сугубо мошеннических звонков. По Москве и области — так сразу вполовину.