Apple шантажируют хакеры и критикуют конкуренты

Кибервымогатели утверждают, что смогли похитить чертежи еще не анонсированных устройств Apple у подрядчика американской компании, Quanta. А в сенате США "яблочную" компанию раскритиковал новый конкурент — Tile, выпускающая аналогичные только что представленным Apple AirTag радиометки для поиска вещей.

Хакеры взломали подрядчика Apple и требуют выкуп в 50 миллионов долларов. Злоумышленники получили доступ к сети тайваньской компании Quanta Computer и украли документацию, связанную с будущими продуктами Apple. В качестве доказательства, они уже опубликовали чертежи еще не анонсированного Macbook и свежего iMac. По их словам, остальные документы касаются новых часов Apple Watch, а также ноутбуков MacBook Air и Pro.

Известно, что Quanta Computer уже отказались платить выкуп, и хакеры теперь требуют денег напрямую от Apple. Та пока не комментирует ситуацию. Впрочем, Купертино вообще редко комментирует что-то. О закрытости Apple ходят легенды. Собственно, в этом вся пикантность ситуации – компания, которая решительно борется с малейшими утечками, теперь рискует публикацией внутренней технической документации.

Ну и стоит сказать, что хакеры, предположительно, рускоязычные. По крайней мере, сообщение о взломе появилось именно на русскоязычном форуме. Группировка называется REvil и известна, например, тем, что в прошлом году взломала юридическую фирму из Нью-Йорка и требовала более 40 миллионов долларов, угрожая опубликовать компромат на Дональда Трампа. А еще хакеры выложили почти 2 с половиной гигабайта документов, связанных с Леди Гагой.

***

И еще про Apple. Не успела она представить свои метки для поиска потерянных вещей, AirTag, как тут же оказалась в центре скандала, связанного с ними. Компания Tile, которая давно уже делает похожий продукт, на следующий же день выступила на антимонопольных слушаниях в сенате и раскритиковала "яблочную" корпорацию за нерыночное поведение.

Метки в варианте Tile — это небольшие устройства, которые можно прикрепить к вещам для их отслеживания; внутри батарейка, GPS-трекер и передатчик Bluetooth. Tile продает их уже 8 лет. Работает система так – брелок с помощью Bluetooth ищет поблизости смартфоны, на которых установлено приложение компании, и через них передает данные о своем местоположении на сервер. То есть случайный прохожий, который находился недалеко от потерянного хоть в другом городе рюкзака, сам того не зная, помогает его найти. А владелец вещи (уже в своем приложении) видит координаты потерянного.

И вот во вторник Apple представила абсолютно аналогичный продукт – AirTag. C той лишь разницей, что технология ретрансляции сигнала яблочных меток включена в яблочную же экосистему. И это уже дает Apple преимущество, говорят в Tile. Потому как если пользователь оплачивает подписку в приложении Tile на айфоне – Apple получает комиссию от 15 до 30 процентов. А Сервис Apple вообще не требует подписки.

Кроме того, поскольку AirTag — часть экосистемы, то в поиске метки участвуют условно все владельцы iPhone на планете, а метки будут отображаться во встроенном приложении «Локатор». Если же туда хотят попасть сторонние производители – например, тот же Tile – то они, как говорят, будут вынуждены выполнять ряд условий. В том числе фактически отказаться от собственного приложения в пользу сервиса Apple.

В Apple с тезисами о монополии и давлении не согласны – и говорят, что у Tile 90% рынка таких меток, а они только вышли на него, так что рано делать какие-то выводы. Но есть версия, что сенат может прислушаться к доводам Tile – потому что ранее похожие истории с копированием продуктов и предоставлением копиям преимуществ в экосистемах ИТ-гигантов, уже происходили

Например, тот же Spotify обвиняет Apple в том, что та дает приоритет своему музыкальному сервису в сравнении с другими. В общем, особенно на фоне пристального внимания антимонопольщиков к технологическому рынку будет интересно посмотреть: получится ли у Tile убедить Сенат в том, что Apple угрожает ей и нечестно конкурирует. И если да – то получится ли у Сената как-то ограничить интересы компании такого масштаба.