Пользователи сервисов "Яндекса" теперь могут запросить полный архив своих данных, хранящихся на серверах поисковика, и при желании удалить их. Об этом говорится в поступившем в редакцию Вестей.Ru сообщении компании.
Инструмент для управления данными стал доступен в личном кабинете пользователя "Яндекса" — "Яндекс ID". Найти его не так-то легко — в мобильном приложении "Яндекса", либо в браузере по адресу passport.yandex.ru нужно пролистать экран до самого конца, раскрыть пункт "Другие настройки" и в нем выбрать "Управление данными". Затем может потребоваться подтвердить свою личность — например, введя проверочный код из СМС.
Добравшись до функции управления данными, для запроса полного архива (содержит данные из более чем 50 сервисов) нужно нажать кнопку "Скачать данные". При этом стоит запастись терпением — на подготовку архива, предупреждает "Яндекс", может уйти до месяца. Ниже на экране управления личными данными перечислены все сервисы "Яндекса", в которых пользователь успел "наследить". Нажав на название сервиса — например, "Алису", можно просмотреть все типы хранимых им данных и удалить их либо выборочно, либо сразу все.
На настоящий момент пользователь "Яндекса" может удалить данные из "Алисы", "Яндекс.Музыки", "Яндекс.Карт", "Яндекс.Почты", "Яндекс.Диска", "Яндекс.Дзена", "Переводчика", "Яндекс.Погоды", "Яндекс.Мессенджера", "Яндекс.Бизнеса" (здесь хранятся, например, сведения о бронировании столов в ресторанах через сервисы поисковика) и данные "Яндекс.Станции". Все "основные" (так указано в пресс-релизе) сервисы "Яндекса" начнут поддерживать удаление пользователем своих данных до конца 2021-го года, пообещали в компании.
При этом не все данные удалятся с серверов сразу. Большая их часть будет стерта с серверов по запросу пользователя в течение суток. Однако те сведения, которые компания обязана определенное время хранить по закону, сотрут только по истечении установленного срока. Кроме того, некоторые данные, которые являются частью сервиса — например, правки на "Яндекс.Картах" — стереть нельзя, а можно только обезличить.
Как пояснил директор "Яндекса" по защите данных Иван Черевко, хранение данных о пользователях позволяет IT-гиганту делать свои сервисы удобными за счет персонализации. Однако компания "за прозрачность" и готова дать пользователю возможность проверить, что именно знает о нем "Яндекс", а затем распорядиться этими данными по своему усмотрению.
Отменить удаление данных из сервисов "Яндекса" нельзя. Кроме того, важно понимать, что "обнуление" знаний о пользователе может ухудшить работу сервисов, работающих на основе рекомендательных алгоритмов. Например, "Яндекс.Музыка", "забыв" все лайки и дизлайки песен, больше не сможет советовать песни в соответствии со вкусами пользователя.