На заседании Госдумы во вторник законопроект о создании единой системы учета рекламы в интернете был принят в первом чтении. Он обяжет участников рынка сетевой рекламы – распространителей, операторов рекламных систем, а также посредников — передавать информацию о себе и размещаемых материалах в поддерживаемую Роскомнадзором единую систему учета.
Детали того, какие именно данные и каким порядком следует передавать, а также какие именно организации и лица должны это делать, определит после принятия закона правительство России. Предполагается, что могут создаваться специальные компании — "операторов рекламных данных", отобранных комиссией Роскомнадзора. Как уточняет "Интерфакс", речь идет только о рекламе, направленной на российских пользователей интернета.
Роскомнадзору (или уполномоченной им технической службе) предстоит хранить переданную в единую систему учета информацию в течение пяти лет. Кроме того, ведомство сможет, взаимодействуя с ФАС России, относить ту или иную размещенную в интернете информацию к рекламе.
Законопроект был внесен в Госдуму 18 мая главой комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергеем Жигаревым, членом фракции ЛДПР. По его словам, законопроект нужен, чтобы легализовать рынок рекламы в Рунете. Например, большое количество рекламы размещают блогеры, "поэтому где-то порядка 80% рекламного рынка в интернете находится в тени и вообще не платит налогов". Принятие законопроекта, считает Жигарев, позволит учитывать всю размещаемую в российском секторе интернета рекламу, тем самым усложнив уход от налогов.
В случае одобрения Госдумой в трех чтениях, Советом Федерации и президентом закон вступит в силу 1 июля 2022 года.