Закон об обязательной предустановке российских приложений на смартфоны устраивает не всех. Причем недовольным оказался российский же бизнес, владельцы приложений и интернет-сервисов.
С идеями скорректировать правила выступила ассоциация компаний интернет-торговли, АКИТ. В нее входят почти все крупные онлайн-магазины, от Ozon и Wildberries до М.Видео, "Перекрестка" и даже "Почта России". По данным Коммерсанта, представители ассоциации считают, что предустановка поисковых приложений и соцсетей приведет к усилению их позиции на рынке онлайн-торговли.
Суть опасений в том, что у "Яндекса" в приложение встроен доступ к собственному е-коммерс проекту, "Яндекс.Маркет", а в "Одноклассниках" и "ВКонтакте" от Mail.Ru Group есть объявления из сервиса "Юла" и товары с "AliExpress". По оценке АКИТ, за счет обязательной предустановки этих приложений сервисы двух IT-гигантов могут за несколько лет увеличить свою аудиторию в полтора раза и практически монополизировать рынок, отчего пострадают их конкуренты, например, маркетплейсы Ozon и Wildberries.
Каким образом получена цифра в 50% роста — не сообщается, говорится лишь о возрастающем влиянии мобильного трафика. Другой вопрос, что попадание в список предустанавливаемых программ снижает расходы на маркетинг, в первую очередь — на привлечение новых клиентов, что считается одной из главных статей расходов любой интернет-компании.
В качестве решения проблемы в АКИТ предлагают оставить в предустанавливаемых программах только те функции, ради которых их в этот список включили. То есть от "Яндекса" — поиск, от "ВКонтакте" — общение. Представители другой стороны уже заявили, что это ухудшит жизнь миллионов соотечественников и вообще у приложения технически не может быть разных версий для предустановки и просто установки.