"Яндекс" первым из российских интернет-сервисов разрешил пользователям просматривать все данные, которые о них собрал, и удалять их. Компания завела целый раздел, который так и называется — "Управление данными". Там можно запросить архив со всей информацией на себя, которая есть у "Яндекса", со всех пятидесяти сервисов. В компании говорят, что архив готовится несколько дней, затем его можно скачать и подробно изучить. Более того, на той же странице уже можно удалить данные для части сервисов, например, для карт, почты, погоды, переводчика, музыки и голосового помощника "Алиса".
В списке нет многих важных сервисов, например, поиска, на данных из которого "Яндекс" зарабатывает с помощью рекламы. Но компания обещает подумать и в этом направлении. А какие-то вещи удалить нельзя совсем и никогда. Например, переписку сервис обязан хранить в течение полугода по российским законам. И предупреждение от "Яндекса" – удаление информации необратимо, и подчеркивают, что такой шаг ухудшит точность работы сервиса, например, рекомендации музыки перестанут быть персональными.
Тут любопытно, собственно, само то, что российские компании начали уделать внимание приватности пользователей. Раньше подобные технологии – возможность скачать собственные данные и удалить их — внедряли только западные гиганты вроде Facebook (запрещена в РФ), и то только под давлением, после многочисленных скандалов вокруг утечек информации. В первую очередь это, конечно, про Facebook. Теперь, похоже, стоит ждать аналогичного шага от другого гиганта рунета — Mail.ru Group, которая владеет соцсетями "ВКонтакте" и "Одноклассники".
Она, как и "Яндекс", заметную часть доходов получает именно от рекламы и собирает для ее настроек огромное количество информации о пользователях. Сейчас же по российским законам все компании, которые обрабатывают персональные данные — это, например, даже имя и телефон — обязаны удалить всю информацию по письменному заявлению. Но такой возможностью если и пользуются, то единицы, массово россияне удаление данных о себе не требуют.