Google забирает себе от 22 до 42 процентов суммы каждой сделки рынке онлайн-рекламы в США, проходящей через системы компании. Такие сведения содержатся в раскрытых судом материалах антимонопольного иска, ранее поданного против поисковика в США.
Как пишет The Wall Street Journal со ссылкой на документы суда, получаемая Google доля от каждой сделки на рекламной бирже Google AdX может вчетверо превышать комиссию у конкурентов компании, составляя от 19 до 22 процентов.
В системе размещения визуальной рекламы Google Display Network комиссия еще выше, особенно для мелких рекламодателей. Им приходится отдавать поисковику от 32 до 42% от суммы заказа. Все это возможно лишь благодаря доминирующему положению Google на рынке онлайн-рекламы.
Прокуроры штатов, подавшие иск, уверены: поисковик использовал неконкурентные методики для получения подавляющего большинства (80% и даже более) размещаемых на своей бирже заказов. В результате, например, в третьем квартале 2018-го на онлайн-инструменты Google пришлось три четверти всех показов рекламных объявлений в США.
Чтобы сдержать развитие конкурирующих систем закупки онлайн-рекламы, Google пыталась внушить владельцам сайтов, что использование альтернативных решений увеличит нагрузку на их системы. Кроме того, компания договорилась с Facebook (запрещена в РФ) о фактическом разделе сфер влияния на рекламном рынке и пыталась подавить конкуренцию, внедряя и популяризируя технологию скоростной загрузки сайтов AMP.
В поданном в декабре 2020-го года иске также говорится, что такая ситуация приводит к завышению рекламных расценок — в итоге бренды повышают цены на свои товары, чтобы за аппетиты Google расплачивались потребители. В пресс-службе IT-гиганта заявили изданию, что информация в иске неточна, а взимаемая компанией комиссия с рекламных сделок существенно ниже среднеотраслевой.