Федеральная антимонопольная служба потребовала от агрегаторов такси объяснить повышение цен в минувшем декабре.
Как пишет Forbes, расследование проведут по инициативе молодежного парламента при Госдуме. Претензий целый набор. Начиная от обвинений в том, что агрегаторы намеренно завышают цену на услуги такси во время высокого спроса, до довольно необычных. Например, в молодежном парламенте предполагают, что приложения для вызова такси определяют модель телефона, и если аппарат дорогой, то выставляют его владельцу более высокую цену.
Справедливости ради надо сказать, что подобные подозрения высказываются довольно часто, и не только в России. Но пока с уверенность поймать на таком ни одного агрегатора не получилось. В российских компаниях традиционно заявляют, что не используют подобный подход, и предлагают пользователям самим проверить это.
Цена поездки зависит совсем от других факторов – это количество свободных машин в том районе, откуда человек вызывает такси. Чем выше спрос, тем стоимость поездки будет дороже, потому что системе приходится привлекать дополнительных водителей из других районов. И плюс влияют пробки на маршруте, тариф, который пользователь выбирает, и расстояние. Модель телефона и все другие факторы – например, есть миф про уровень зарядки – нет, никакого значения. Можно даже провести эксперимент – с двух разных аккаунтов из одной точки вызвать такси. Мы буквально сегодня делали такой эксперимент в офисе, и цена отличается на 1-2-3 рубля.
Другая часть обвинений особых доказательств не требует. Еще в конце прошлого года Тинькофф Банк публиковал аналитику, в которой подтверждал, что в декабре 21-го года стоимость поездок на такси выросла почти на четверть по сравнению со средней ценой. Перевозчики на это замечают, что цены на такси растут каждый декабрь.
В декабре дороги куда более загружены, чем в январе. Из-за этого увеличивается длительность поездки – мы заметили, что в январе среднее время поездки примерно на 15 процентов ниже, чем в декабре. Это влияет и на стоимость. И сейчас мы видим, что цена поездки по сравнению с декабрем уменьшилась примерно на 20 процентов. Это достаточно объяснимо и традиционно для декабря любого года, потому что в декабре люди пересаживаются с личных машин на такси, более загруженные дороги, длительность поездки увеличивается, ну и конечно в канун Нового года спрос на такси гораздо более высокий, чем обычно.
Впрочем, эксперты рынка, с которыми пообщалась наша программа, уверяют, что даже если агрегаторы излишне завышали цены на поездки под Новый год, ФАС вряд ли сможет доказать именно необоснованность этого. Компания всегда сможет объяснить всё пробками или сокращением числа водителей. Другой вопрос, что в том же "Яндексе", похоже, во всех этих претензиях, спорах и слухах об алгоритмах ценообразования, то есть в непрозрачности системы, увидели угрозу. Или как минимум, репутационные риски. И придумали визуальный информер. Его как раз сегодня должны начать раскатывать. Идея в том, что бы не просто сказать пользователю что стоимость будет выше потому что высокий спрос, а наглядно продемонстрировать в чем же именно причина высокого спроса на такси и насколько он выше нормы.
Визуальный информер появляется после того, как пользователь выбирает маршрут и тариф. Он может быть зеленого, желтого или оранжевого цвета. Эти цвета помогают сориентироваться, чем ближе к красному, тем меньше свободных машин рядом, хуже ситуация на дороге, сложнее погодные условия.
Насколько это позволит пассажирам смириться с ценой выше, чем ожидалось – неведомо. Не исключено, что такой информер станет еще одним поводом для раздражения.