Программы для слежки становятся все более популярны. Так, с сентября по декабрь прошлого года, по данным компании Eset, активность шпионских программ выросла более чем на 20%. При этом каждый десятый случай сталкинга и шпионажа был совершен в отношении пользователей Android из России.
Многие устанавливают шпионское ПО для обеспечение собственной безопасности, чтобы в случае кражи или потери отследить местоположение своего смартфона. Так в магазине приложений Google Play несложно найти приложения для родительского контроля или частных детективов, несмотря на то что в Google действует запрет на распространение сталкерского ПО.
При этом шпионское ПО часто устанавливается на смартфоны тайно и используется как средство слежки за супругами, детьми или деловыми партнерами. Однако как отмечают юристы тайная установка таких приложений на смартфон без согласия владельца незаконна. Она нарушает статью 137 УК РФ "нарушение неприкосновенности частной жизни" и статью 138 УК РФ "Нарушение тайны переписки и телефонных переговоров" и может повлечь наказание до двух лет лишения свободы. Разработчики же подобных шпионских программ могут получить до четырех лет лишения свободы по статье о создании вредоносных компьютерных программ, пишет "Коммерсант".
Как правило приложения для слежки содержат предупреждение о необходимости их открытого и законного применения. На практике уголовные дела по факту сталкинга возбуждаются очень редко.
Не так давно в СМИ появилась информация о том, что радиометки Apple AirTag, лишенные одной из главных функций, призванных сделать их неподходящими для слежки, появились в продаже онлайн. Такие метки использовались незаконно, например для отслеживания местоположения супругов или угона люксовых автомобилей.