Слово "гик" (geek, в русском переводе - ботаник) долгое время было обидным. Однако времена изменились. Современные подростки все чаще мечтают не о том, чтобы стать рок-звездой или знаменитым актером, а видят себя на месте основателями какого-нибудь высокотехнологичного стартапа. Если Стив Джобс - это Джим Моррисон нашей эпохи, то питерский GEEK Picnic - ее своеобразный Вудсток. Парк на Елигином острове 9 и 10 августа превратился из обычного живописного местечка в праздник науки и мечтаний о будущем. Вести.Хайтек побывали на "Гик-Пикнике", главным спонсором которого в этом году выступила платежная система PayPal, и поразмыслили о том, чего же не хватает российским "гикам".
Современный мир высоких технологий уже несколько лет как стал неотъемлимой частью поп-культуры. Пожалуй, именно на "Гик-Пикнике" это и ощущается во всю силу. Но, обо всем по-порядку. Выходные в "северной столице" выдались не по-питерски жаркими. Солнце пекло нещадно, а влажный воздух забивал легкие, не давая полноценно дышать. Однако все это не помешало множеству посетителей собраться на Елагином острове. Поток людей казался практически бесконечным, у палаток быстро собрались большие и шумные очереди.
Удивило количество посетителей со всей России. Помимо петербужцев и москвичей, которые относительно комфортно добрались на "Сапсане" за 4 часа, мне встречались люди из самых разных городов. Особенно поразила молодая пара, прибывшая в Петербург прямиком с Ямала. И это не говоря уже о том, что от палатки к палатке курсировали прилежные стайки китайцев, ощетинившиеся фотоаппаратами и мобильниками. В общем - мероприятие действительно вышло массовым и, пожалуй, даже интернациональным. Если вы не побывали на "Гик-Пикнике" лично, давайте совершим виртуальную прогулку.
Пробившись сквозь ряды с фастфудом и стоечки, за которыми симпатичные девушки настойчиво предлагали купить "энергетик следующего поколения" или "напиток, активизирующий функции мозга", мы оказываемся на небольшой поляне, на которой ряд за рядом стоят яркие палатки. Вокруг толпами ходят красивые люди, прыщавых и полных "очкариков" не заметно - преобладают модные прически, обтягивающие джинсы и майки с популярными супергероями. Кое-где - костюмы имперских штурмовиков, эльфов и прочих фэнтэзийных созданий.
Медленно плывем вдоль этого действа. Сбоку кто-то установил большого и несколько уродливого железного динозавра. Оседлавшая его девочка-промоутер, заметив взгляд, спрыгивает и моментально начинает приглашать в некий музей восстания машин. Вежливо берем листовку, делаем несколько шагов дальше и вот вас уже атакуют с "йотафоном" наперевес. Нехотя крутим его в руках, отвечая на вопросы консультантки. Девушка старательно записывает в блокнотик все замечания.
В центре арены летают немного неуклюжие, но зрелищные дроны, спонсируемые "энергетиком". Рядом автомат предлагет за 50 рублей распечатать фотографию из "Инстаграма (запрещена в РФ)" (запрещена в РФ). Правда, купюры он, немного пожевав, выплевывает обратно, убедить выполнить свою работу машину помогает легкий удар коленкой. Гигантский электромобиль Tesla за 5 миллионов рублей собрал вокруг себя стайку заинтересованных, но грустноватых мужчин. Они немного недоверчиво слушают о возможностях скоростного разгона электродвигателя (как он будет вести себя в российские морозы, производитель не уточняет), быстрой смене аккумулятора, 300-километровом ходе от одной зарядки и других прелестях машин будушего. Трогать электрического монстра посетителям не позволяют.
Со страхом пробежав мимо оживленной палатки, в которой крупный интернет-магазин раздает активным пользователям мелкие электронные призы, задерживаемся около стойки с 3D-принтерами. Здесь печатется все что угодно: машины на радость окружающих выплевывают из себя платья, обувь и другие предметы одежды и интерьеров.
Чуть дальше начинается действительно интересное - система управления роботом при помощи мозговых волн. На голову водружают специальный ободок, приклеивают ко лбу присоску, а на мочку уха - прищепку. Теперь стоит нам сосредоточиться, сконцентрироваться на чем-то, как кран у самовара откроется сам собой. Но окружающий шум и разговоры мешают. Приходится представить себе лес и считать деревья одно за другим. Через несколько секунд стакан наполняется чистой водой.
Попивая ее, идем дальше. Здесь роботизированный паук везет куда-то чуть смущенную наездницу-девушку. Разработчик-американец в заляпаном машинном маслом халате сопровождает ее с гордостью и беспокойством.
Мы спрашиваем у него:
- What is this thing for? (Для чего нужна эта штука?)
- It’s just art, guy. Isn’t it hot? (Это просто искусство, чувак. Но правда ведь круто?) - отвечает он.
Все это время откуда-то издалека раздается моментально узнаваемый голос Дениса "Ку-ку-ку-кураж Бамбея" Колесникова. Организаторы, очевидно, решили, что герои сериала "Теория Большого Взрыва" являются олицетворением идеала всех современных гиков.
Компания PayPal в числе прочего выставила стойку, за которой можно без труда купить себе кофе, расплатившись через PayPal. Я трачу несколько минут, чтобы попробовать такой необычный способ. Мне нравится. Правда, большинство людей все равно предпочитают просто вынуть из кармана помятую сторублевую купюру.
"Итак, давайте задумаемся, какие же препятствия затрудняют наш путь к глобальному безналичному обществу, что мешает нам совершить торговую революцию?" - спрашивает со сцены Джонатан Леблан, евангелист PayPal, - "Очевидно, что наше общество основано на наличных расчетах, люди попросту привыкли к такому образу жизни. Америка прошла огромный путь, чтобы хотя бы немного отойти от привычной модели "экономики кэша" к новому обществу. Все началось с банальных телефонных карточек и продолжает нарастать. Люди действительно хотят перейти на новый уровень, влиться в глобальную экономику. В развитых странах люди, у которых нет банковского счета, уже сейчас чувствуют себя ущемленными, неспособными полноценно приобретать услуги".
Я делаю еще один глоток купленного через PayPal кофе. Американо, если честно, так себе - но где-то в глубинах кофейной горечи я смутно ощущаю привкус светлого цифрового будущего и потому пью с удовольствием.
Еще несколько часов я брожу по палаткам пикника, съедаю вегетерианский буритто, делаю круг на электрическом велосипеде, радостно примеряю на себя Oculus Rift. Наконец, я устаю от толпы и ухожу на пристань. Мобильник разрядился, так что я сижу и просто смотрю на Неву.
Назвать "Гик Пикник" мероприятием, действительно имеющим отношение к науке и высоким технологиям, можно только с некоторой натяжкой. Тем не менее свою основную роль - популяризацию концепции современного цифрового общества - оно выполняет на ура. "Гик-Пикник" в нынешнем виде - это детище медийного сознания и общества потребления. Здесь модели динозавров привлекают куда больше внимания, чем управляемые силой мысли роботы, а розыгрыш "флэшек" у стенда крупного интернет-магазина вызывает в десятки раз более мощный ажиотаж, чем интереснейшая лекция про будущее спутниковой навигации.
Однако во всем этом бурном, разномастном, не слишком-то концептуальном действии явно ощущается самое настоящее дыхание будущего. Пожалуй, почти любой человек в возрасте до 25 лет в наше время в той или иной степени стал за последние годы гиком. Совсем скоро мы, гики новой волны, захватим мир. Однако удастся ли нам сделать его лучше - этот вопрос остается открытым.