Во время ежегодной конференции Samsung для стран СНГ корейская компания традиционно показала журналистам большое количество новых гаджетов. Подробнее о них можно прочитать в нашем отчете. После конференции мы встретились с главой российского представительства Samsung Mobile Аркадием Графом, который рассказал, зачем Samsung сокращает свои линейки и каким образом компания будет вести себя во время разразившегося в России экономического кризиса.
Прежде всего, нас интересовало сокращение линеек смартфонов Samsung. Компания решила оставить всего лишь пять линеек: флагманские Galaxy S и Galaxy Note, линейку Galaxy A (премиальные материалы и дизайн с качественным, но не флагманским "железом"), и более доступные линейки Galaxy E и G. При этом текущая линейка Alpha продолжения уже не получит. Собственно, с разъяснения этой новой системы и начался разговор с Графом.
- Очень хотелось бы узнать, зачем Samsung решила сократить количество линеек смартфонов? Чего компания хочет достичь?
- Мы видели, что обилие линеек снижает простоту восприятия для пользователей. Что же все-таки Samsung продает? Флагманы всегда были понятными для людей, а вот все, что ниже присутствовало на рынке несколько хаотично и в голове пользователей не было понятия о том, чем же является модельный ряд Samsung.
Мы хотим создать очень простую картину. Уже сейчас люди знают, что такое S и Note. Мы хотим, чтобы они выучили, что A — это металлический корпус, тонкий, производительный: такой очень хороший, чуть выше среднего сегмент. Потом мы приучим пользователей к моделям E и G, и тогда будет полный порядок.
Деление линеек довольно простое — меняется материал корпуса и качества дисплея. Note, S, A и E будут с хорошими дисплеями. До серии A мы используем премиальные материалы — так, Galaxy A — это тонкие и полностью металлические телефоны. Начиная с серии E мы используем материал попроще, пластик, а начиная с серии G — там уже экран не FullHD. Позже по аналогичной схеме мы изменим и планшетное направление.
Скорее всего, будущие поколения наших смартфонов в линейках будут иметь аналогичные названия. Название моделей будет меняться в цифрах, но их место в линейке будет неизменным — к примеру, Galaxy A3, A5, A7. Чтобы отличать их друг от друга, будет, что-то вроде "первое поколение", "второе поколение" или, например, модель "четырнадцатого, пятнадцатого года".
Что касается вопроса о том, зачем мы это делаем. Дело в том, что мы планируем свой бизнес на среднесрочную перспективу и наша основная задача — занимать лидирующие позиции в каждом из сегментов мобильного рынка. Новая система позволяет занять четкую позицию в каждом сегменте рынка. У нас будут понятные людям флагманы и понятные очень дешевые модели. Так, устройства в линейке G будут стоить до 10 тысяч рублей. Конечно, это дороже, чем сейчас продаются наши Star Plus. Но нужно понимать, что Star Plus — это вообще за гранью экономики. Мы там держим рублевые цены именно для того, чтобы это было комфортно для конечного потребителя.
- В связи с кризисом в России снизилась покупательная способность населения. Как Samsung будет поддерживать продажи своих флагманов?
- Есть весомые основания считать, что спрос, действительно снизится. На это накладываются различные экономические и политические нюансы, которые не позволят рынку сохраниться на прежнем уровне. В этом году те, кто хотел бежать за рынком и обладать флагманами, они, возможно, притормозят и не купят то, что хотели купить. Рынок сократится, по нашим оценкам, примерно на 30 процентов.
Но мы хорошо представляем, как вести себя в такой ситуации. Мы уже пережили переход из 2008 года в 2009, когда рынок вел себя очень похоже. Тогда же курс доллара вырос примерно на 40 процентов, а вендоры повышали цены.
Мы понимаем, что рынок падает, но Samsung находится в более выигрышном положении — "большой брат" за нами стоит. Насколько бы ни упала прибыль, она все равно составляет миллиарды долларов. И в плане маленькой провинциальной страны России мы можем, скажем так, более комфортные условия предложить нашему покупателю, зная что у нас за спиной большая материнская компания. Вот почему мы позже всех повысили цены, а то даже и снизили их под новогодние промо-акции в декабре.
Сейчас мы повышаем цены примерно на 10 процентов, а это — неприбыльная ситуация на нас. Дело в том, что мы работаем, прежде всего, на покупателя, а он не может так резко перестроиться. Насколько это возможно, мы держим текущие цены, пересматривая их не чаще раза в месяц. Производители, которые не обладают такими ресурсами, возможно, уйдут с рынка и мы хотим забрать их продажи. Мы хотим, чтобы наша доля, пусть даже на падающем рынке, росла. Мы видим, что Samsung обязана помочь потребителю позволить себе дорогие устройства. Потому что они действительно будут дороже, а зарплаты, к сожалению, у людей не повысятся настолько. Настоящий кризис еще впереди.
Что касается премиального сегмента, то наша основная цель здесь — опять-таки увеличить долю за счет продаж нового флагмана. Мы разрабатываем финансовые инструменты для того, чтобы поддержать кредитование продаж Galaxy S6 в рознице. У банков есть риски, которые стоят денег, а мы находим схему взаимодействия с банком, чтобы риски вендор вместе с розницей покрывал деньгами. Мы хотим видеть высокий процент подтверждений кредитов и специальные условия для Samsung. Банки нам доверяют — мы им может предоставить работу с более надежными конечными потребителями, дать доступ к своим и партнерским базам данных, чтобы указать на надежных заемщиков.
- Если вы планируете держать цены, это значит, что для иностранцев смартфоны Samsung в России могут оказаться существенно дешевле, чем на родине. Будете ли вы использовать региональную блокировку устройств, чтобы избежать "серого" импорта?
- Да, мы ее и сейчас используем. "Самсунгу" неудобно, когда идет перемещение устройств проданных на одной территории на другую территорию. Это такая не совсем здоровая ситуация. А полностью мы проблемы избежим путем постепенного, плавного повышения цен до общемирового уровня.