Во Флоренции обнаружили фреску Леонардо да Винчи, считавшуюся утраченной. Причем не где-нибудь, а в самом Палаццо Веккьо — это древнее городское правительственное здание. "Битва при Ангиари" — так называется фреска — пять веков скрывалась под работой другого художника и была распознана во время специальной экспертизы.
500 лет Леонардо был в пяти миллиметрах от ученых и в двух шагах от кабинета флорентийского мэра — в мэрии, в Палаццо Веккьо, куда каждый год пускают миллионы людей. Даже когда не совсем убедительной версии ученого Серачини поверили, вход в зал большого света оставался свободным.
Пока туристы исследовали фрески Вазари, специальный зонд с камерой — то, что прячется за ними. "Битву при Ангиари" — огромное полотно, в три раза больше "Вечери", которое да Винчи, как утверждали биографы, не далось.
Если камеры, которые проникли в толщу стены через 6 маленьких отверстий, не врут, "Битву при Ангиари" мы увидим целиком и неплохо сохранившейся. Какой ее задумывал Леонардо, хорошо известно по его же наброскам и рисунку Рубенса из Лувра: батальная сцена — всадники бьются за флаг, лошади вгрызаются друг в друга зубами.
Предварительный картон Да Винчи был признан вещью выдающейся, но художник продолжил свои эксперименты с краской, грунтом — роспись начала отсыревать прямо в процессе работы. Обожатель и поклонник гения Леонардо — Вазари, которому Медичи спустя 50 лет поручили зал реконструировать, сбить фреску не смог, спрятал ее за фальшивой стеной под своей "Битвой при Марчиано".
То, что "Битва" жива и просто надежно спрятана, флорентийский ученый доказывал властям Италии 37 лет. Сверлить дырки в отреставрированных фресках Вазари никто не давал. Акустические исследования нащупали воздушную подушку за стеной, потом собирали деньги на эксперименты.
Сарачино постоянно обращал внимание на подсказку, которую, по его мнению, Вазари оставил последующим поколениям — "Ищите и найдете", написано на итальянском на маленьком зеленом вымпеле на его фреске "Битва при Марчиано".