Большое депрессивное расстройство – болезнь, требующая объективной диагностики и своевременного лечения. От обычной депрессии она отличается тем, что может проходить бессимптомно, но при этом приводить к суициду. Особенно важно выявлять БДР у подростков. В этот период в организме человека протекают здоровые гормональные изменения, которые сопровождаются естественными изменениями настроения.
В современной медицинской практике распространён субъективный метод диагностики депрессии, который состоит в описании пациентом своего состояния и интерпретации услышанного врачом. Ведущие специалисты сходятся во мнении, что анализ крови сделает диагноз объективным. Это даёт бóльшую надежду на повышение эффективности лечения, и поиск индивидуального подхода к каждому пациенту.
Исследователи Фейнбергской медицинской школы Северо-западного университета (Feinberg School of Medicine) предложили инновационный подход к диагностированию БДР. В его основе лежит выявление в крови пациента набора генетических маркеров, рассказывающих о состоянии человека.
В ходе многолетних исследований депрессии на крысах возглавляющая данную работу профессор Ева Ридей (Eva Redei) и её коллеги выделили и идентифицировали 26 генетических маркеров.
Для нынешнего эксперимента были отобраны 14 подростков, страдающих большим депрессивным расстройством, а также 14 здоровых молодых людей в возрасте от 15 до 19 лет. Анализ крови участников испытания показал, что 11 из 26 маркеров могут быть использованы для выявления психического расстройства.
Учёные также обнаружили различия в экспрессии 18 из 26 генов. Это открытие позволило им дополнительно "рассортировать" больных на тех, кто страдает БДР, и тех, у кого БДР отягощено тревожным неврозом.
По словам Ридей, 11 найденных маркеров и возможность разделения диагнозов – это только верхушка айсберга в понимании такого многогранного процесса как депрессия. (Более подробно о проведённой работе рассказывает публикация в журнале Translational Psychiatry.)
Добавим, что выявление депрессии у молодых людей – важная задача не только из-за участившихся суицидов. Если расстройство не лечить в подростковом периоде, то оно может привести к тяжким последствиям: наркомании, неспособности к социальной адаптации, физическим болезням, и опять же суициду, но в более позднем возрасте.
"Все, включая родителей, настороженно относятся к лечению депрессии. Представление о терапии пересыщено стереотипами, что особенно актуально в социально-агрессивной среде подростков. Поэтому, как только мы научимся объективно диагностировать её не хуже гипертонии или диабета, клеймо наверняка исчезнет само собой", — подчёркивает Ева.