В Италии, возможно, обнаружен скелет натурщицы, которая позировала Леонардо да Винчи при создании "Джоконды". Считается, что ей была знатная флорентийка Лиза Герардини. На месте ее предполагаемого захоронения уже более года ведутся раскопки. Ученые хотят с помощью найденных останков восстановить реальный облик Герардини и попытаться раскрыть тайну создания самого загадочного полотна да Винчи. Удастся ли увидеть настоящую улыбку Джоконды?
Ради этого стоило перекопать весь монастырь. Скелет. Один. Целый. И сразу два черепа. В деле о поисках Моны Лизы это самое главное: археологи не просто ищут останки натурщицы Леонардо — хотят понять, как выглядело ее лицо.
"Пока непонятно кто это — мужчина или женщина. Все такое хрупкое, нам нельзя торопиться", — поясняют ученые.
На крипту наткнулись на прошлой неделе — георадар показал, где копать, но археологи уже вскрыли не один пустой склеп. Мягкой кистью аккуратно освобождают находку: ноги, руки. Если повезло, и это женщина — она была довольно высокой и, возможно, не очень старой: сохранились почти все зубы.
"У нас один целый скелет. И судя по тому, как сложены руки, тело лежало, скорее всего, в гробу или саркофаге. А рядом останки другого человека — более раннее захоронение, кости разбросаны", — рассказывает археолог Ирен Ибальди.
Вместе с этим скелетом теперь у ученых образцы тканей 6 разных женщин. В ноябре, когда похолодает и раскопки приостановят, все находки увезут в Равенну в специальную лабораторию. Сначала проведут углеводородный анализ — уточнят возраст. Затем изучат ДНК, к счастью есть с чем сравнивать: у Лизы Герардини были дети. Если вдруг случится совпадение, то компьютер нарисует свою Мону Лизу. Наконец, станет понятно — она ли позировала да Винчи.
"Мы почти уверены теперь, что все найденные нами останки XVI века. Мы нашли в архивах, что это крипты монахов-францисканцев, а ведь дочь Лизы Герардини была монахиней именно этого ордена. Именно за это ее мать, которую все называют Моной Лизой, и разрешили похоронить здесь. Это была большая честь", — говорит руководитель итальянского Национального комитета по культурному наследию, профессор Сильвано Винчети.
Сравнить с оригиналом компьютерную модель вряд ли получится. Параллельно с раскопками ученые запустили сбор подписей — мечтают привезти Джоконду на родину.
Уговорить Лувр пока не удалось — путешествия картине вредны. Пошли в обход: министр культуры Франции по происхождению итальянка, решили ей об этом напомнить.
За год раскопок это самая крупная находка — сразу два захоронения. И археологи уверены, что это не все: чуть глубже и левее прячется третье, до него доберутся через неделю. Насколько близко подобрались к Моне Лизе — станет известно весной, когда придут первые анализы ДНК.