Самую крупную в мире научную премию присудили выходцу из России — Александру Полякову за открытия в области фундаментальной физики. Ученый получил 3 миллиона долларов от фонда предпринимателя Юрия Мильнера — основателя компании Mail.Ru Group. Александр Поляков — автор открытий в области теории поля и теории струн. Вместе с другими лауреатами его чествовали на церемонии в Женеве.
27-километровая труба адронного коллайдера отдыхает от попыток воссоздать мгновение большого взрыва. Его магниты и детекторы разобраны для модернизации, а для физиков пришло время сменить свитера и джинсы на смокинги и вечерние платья. Доктор Джанотти разделила с шестью своими коллегами специальный приз в 3 миллиона долларов за обнаружение бозона Хиггса. Последняя деталь Стандартной модели, описывающей многообразие частиц, из которых мы состоим, встала на свое место, но значительно больше физики осталось за пределами Стандартной модели.
"Мы сосредоточимся на поисках темной материи, которая составляет четверть массы Вселенной, попробуем выяснить, в чем природа дисбаланса материи и антиматерии, существуют ли какие то дополнительные взаимодействия и измерения во Вселенной", — рассказала Фабиола Джанотти, руководитель эксперимента.
В понимании сил, управляющих Вселенной, дальше многих продвинулся человек, прикованный к инвалидному креслу и разговаривающий с миром с помощью голосового синтезатора. Еще один лауреат специальной премии — Стивен Хокинг. Он объяснил, почему не надо бояться черных дыр ни в космосе, ни на земле.
"Феномен испарения черных дыр был впервые предсказан Стивеном Хокингом и это имеет непосредственное отношение к угрозе возникновения черных дыр в коллайдере, поскольку эти черные дыры будут настолько миниатюрными, что испарятся в мгновение секунды, поэтому не будут представлять никакой угрозы", — сообщил Юрий Мильнер, учредитель премии.
Но то, что успокаивает общественность, физиков заставило схватиться за голову. Если черная дыра испаряется, куда уходит информация о том, что она прежде проглотила? Парадокс, потрясший основы квантовой физики, нашел разрешение в теориях, говорящих о том, что частицы на самом деле — струны, колеблющиеся не только в нашем четырехмерном пространстве-времени. Так ли это и сколько на самом деле измерений во Вселенной даже лауреат главной премии — Александр Поляков может только предполагать.
"Мне это всегда напоминало реализацию идеи Платона, который говорил, что мы похожи на людей, сидящих в пещере, и видим на стене пещеры отражение теней. И не понимаем, что там есть целый мир, за ней", — провел аналогию Александр Поляков, профессор Принстонского университета.
Так что коллайдер без работы не останется. Возможно, удастся подтвердить теорию экспериментом и когда-нибудь создать картину, которая объяснит, как устроена Вселенная и почему она такая, какая есть.
За 3,5 года работы Большого адронного коллайдера физика шагнула далеко вперед, и перспективы ее модернизации заряжают ученых оптимизмом. Многие считают, что работа, за которую 20 марта вручали премии, в целом будет завершена в этом тысячелетии.