Терракотовая армия — 8099 воинов из глины, выполненных в натуральный человеческий рост и обладающих неповторимой внешностью — одно из величайших произведений искусства и большая загадка для учёных.
"При пристальном взгляде на историю Китая становится ясно, что скульптура сыграла здесь незначительную роль, она выглядит как нечто чужеродное", — рассказывает Лукас Никель (Lukas Nickel) из Школы восточных и африканских исследований при университете Лондона.
Терракотовое войско было захоронено в конце III века до нашей эры вместе с императором Цинь Шихуанди, а также десятками тысяч живых людей, которые должны были сопровождать правителя в потустороннем мире. По словам доктора Никеля, искусство создания подобных фигур пришло в Поднебесную с запада и исчезло так же быстро, как и появилось.
"Эти скульптуры являются прямым свидетельством ранних контактов между Элладой и Китаем", — утверждает Лукас Никель.
Догадка учёного основывается на недавно переведённых записях, которые содержат упоминания о двенадцати "гигантских фигурах", которые "возникли" на "далёком западе". Хотя неясны обстоятельства появления статуй, известно, что их обнаружили в удалённом от столицы местечке под названием Линтао. К слову, "линтао" может быть переведено и как "любое место, расположенное далеко на западе".
Размеры фигур были действительно впечатляющими: около 11,5 метров в высоту. Узнав о них, император Цинь Шихуанди повелел изъять у стражников их бронзовое оружие, выплавить 12 точно таких же статуй и поставить перед главным входом во дворец.
Эта история о 12 статуях была выгравирована на каждом бронзовом воине. На рубеже VI-VII веков н.э. знаменитый китайский лингвист Янь Шину сделал копию записи, которая в отличие от статуй сохранилась до нашего времени.
По мнению Лукаса Никеля, искусство изготовления человеческих фигур в натуральную величину попало в Китай из Средней Азии, куда в свою очередь оно пришло из Греции во время знаменитых походов Александра Македонского ещё в IV веке до нашей эры.
При династии Хань, пришедшей на смену Цинь, подобные скульптуры не изготавливались: мастера того времени были сосредоточены на небольших изделиях в виде животных и людей. Согласно текстам китайского историка Бань Гу, жившего в I веке нашей эры, на изготовление скульптур в человеческий рост наложено "небесное табу", нарушение которого может привести к катастрофе.
Однако, по мнению доктора Никеля, искусство создания реалистичных скульптур — это нелёгкая профессия, которая требует обучения и практических навыков. Вполне возможно, что мастера, работавшие над терракотовой армией, попросту не сумели передать свои знания последующим поколениям.
"Создание правдоподобных статуй потребовало многих поколении греческих скульпторов, обучавшихся этому ремеслу. Это сложный интеллектуальный процесс, который не возникает в одночасье, — говорит Лукас Никель. — В камне наблюдается попытка мастера скопировать правильную структуру костей, мышц и сухожилий, чтобы отобразить человека в движении. Такое стремление к понимаю человеческого тела в древние времена наиболее широко было распространено лишь в эллинистическом мире".
Подробнее с работой учёного можно ознакомиться в статье, опубликованной в бюллетене Школы восточных и африканских исследований.
Также по теме:
В Китае рядом с терракотовой армией обнаружили древний дворец
В Китае найдены новые раскрашенные воины терракотовой армии
Для перевозки монументов Запретного города китайцы строили ледовые дороги
Найдена древнейшая буддийская святыня
Тело знатного японца VI века обнаружено в вулканическом пепле