Синтетические химикаты, так называемые полифторированные и перфторированные вещества (PFC или PFASs), состоят из очень устойчивых фтор-углеродных соединений, которые способны отталкивать воду, масло и грязь, а также отражать тепло. Эти универсальные свойства делают PFASs идеальным составляющим многих современных продуктов, в том числе антипригарной посуды, косметики, пожарной пены и так далее.
Однако эти химикаты обладают одним серьёзным недостатком — они практически не разлагаются и могут сохраняться в окружающей среде в течение многих десятилетий. Более того, небольшие дозы PFASs накапливаются в тканях животных и человека и наносят им непоправимый ущерб.
Исследователи обнаружили, что два из наиболее изученных фторсодержащих соединений — перфтороктансульфонат и перфтороктановая кислота — могут спровоцировать повреждение печени у животных, а также отрицательно повлиять на размножение и развитие живых организмов как в естественной среде обитания, так и в лаборатории. Новые эпидемиологические данные свидетельствуют о том, что соединения, которые были обнаружены в организме почти каждого человека, могут вызвать подобные проблемы и у людей.
Теперь более 200 учёных из 38 стран призвали правительства всего мира и международных производителей товаров ограничить создание предметов быта с высокими уровнями опасных фторсодержащих соединений в составе. На данный момент многие производители уже заменили длинноцепочечные PFASs (с длинной углеродной цепью) короткоцепочечными. И эксперты со стороны промышленников утверждают, что используемая альтернатива безопасна для окружающей среды и здоровья человека и животных.
"Мы располагаем серьёзными научными данными, которые подтверждают, что короткоцепочечные PFASs не представляют значительного риска для живых организмов, при этом обеспечивая важные социальные выгоды", — говорит Джессика Боуман (Jessica Bowman), исполнительный директор FluoroCouncil, торговой группы, занимающейся выпуском фторсодержащих соединений.
Двести восемь учёных, подписавших так называемое Мадридское заявление, придерживаются другой точки зрения. Они утверждают, что хотя степень биоаккумуляция (накопление химических веществ в тканях животных и человека) прямо пропорциональна длине углеродной цепи, в растениях короткоцепочечные PFASs по-прежнему остаются.
"Если человек или животное будет регулярно питаться растениями с короткоцепочечными PFASs в составе, такая диета приведёт к необратимым последствиям", — рассказывает Ян Казинс (Ian Cousins), эколог из Стокгольмского университета и соавтор Мадридского заявления.
Но главной проблемой, по словам учёных, является тот факт, что короткоцепочечные PFASs распадаются лишь в течение десятилетий, а то и столетий. Казинс отмечает, что человек, регулярно пьющий воду с короткоцепочечными PFASs в составе подвергается огромному риску.
Эксперты считают, что, чтобы избежать проблем в будущем, государства должны действовать сейчас и ограничивать основные виды производства и применения химических веществ. Учёные со своей стороны обещают найти безопасную альтернативу вредоносным химикатам.
На данный момент Дания является единственной страной, которая регулирует производство товаров с короткоцепочечными PFASs в составе. Но и то, это происходит только в тех случаях, когда эти товары непосредственно соприкасаются с пищей. Этого недостаточно, по мнению авторов Мадридского заявления и подписавшихся под ним.
Учёные требуют проведения независимых исследований об истинных свойствах PFASs, а также публикации в открытом доступе всех результатов изучения данного вопроса, в том числе и тех научных статей, которые сейчас не являются общедоступными.
Как бы то ни было сегодня уже предпринимаются некоторые усилия. В марте 2015 года научный совет Калифорнийской программы биомониторинга (California’s Environmental Contaminant Biomonitoring Program) единогласно проголосовал за отслеживанием свойств и воздействий всех классов PFASs. Также на Стокгольмской конвенции ООН специалисты пришли к соглашению о необходимости регулирования производства этих химических веществ. В скором времени эти инициативы могут привести к полному запрету на длинноцепочечные и короткоцепочечные PFASs.