Давно не секрет, что дети начинают запоминать первые слова и звуки задолго до появления на свет. Ещё до начала первых исследований в этой области многие родители, чтобы успокоить грудных младенцев, подносили их к крану с текущей водой, считая, что похожие звуки дети слышали, находясь в утробе матери.
В 1988 году учёные впервые доказали, что новорожденные узнают музыку, которую слышали до появления на свет. В последующих исследованиях с помощью метода электроэнцефалографии удалось выяснить, что за две-три недели до родов плод также запоминает отдельные слова и интонации. Кроме того, сразу после рождения дети отличают речь на родном языке от разговоров иностранцев.
Теперь новое исследование учёных из Флоридского университета, опубликованное в издании Infant Behavior and Development, показывает, что процесс обучения у детей начинается как минимум на три недели раньше, чем считалось.
Шарлин Крюгер (Charlene Krueger) и её коллеги пригласили принять участие в эксперименте 32 беременных женщины. Все они должны были повторять дважды в день 15-секундный детский стишок с 28 по 34 неделю беременности. После этого женщины прекращали выполнять это задание.
В ходе эксперимента беременные приезжали в лабораторию для проверки того, запомнили ли их дети стишок. Для этого на 28, 32, 33, 34, а также на 36 и 38 неделях у плода измеряли частоту сердечных сокращений (ЧСС) во время прослушивания записи таких же строчек, но прочитанных посторонним женским голосом.
При оценке результатов исследователи исходили из того, что увеличение ЧСС свидетельствует о том, что плод не может вспомнить услышанные звуки отчасти или полностью, а снижение ЧСС говорит о том, что этот звуковой ряд ему знаком (успокаивает плод).
Учёные обнаружили, что, начиная с 34-й недели беременности (то есть за шесть недель до рождения по нормальным срокам), сердечный ритм плода начинает замедляться при прослушивании стихотворения. И через четыре недели после окончания регулярного прочтения строк исследователи также отмечали заметное снижение ЧСС. Это означает, что уже с 34-й недели человеческий плод может запоминать информацию и способен не забыть её через 4 недели.
Голос матери является основным источником сенсорной стимуляции (то есть формирования чувственного опыта) для плода. Поэтому ещё одной целью эксперимента было определить, реагируют ли дети при прослушивании информации именно на голос, как на таковой, или же они запоминают конкретный образец речи матери.
Для этого контрольная группа на протяжении эксперимента прослушивала другое стихотворение в исполнении чужого голоса. И когда на контрольном прослушивании включали запись нового стихотворения, но прочитанную тем же голосом, ЧСС плода немного повышалась. Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтверждают способность плода запоминать определённый звуковой ряд, а не общее звучание конкретного голоса.
Полученные авторами данные нужны не только для того, чтобы определить на каком сроке внутриутробного развития плод способен запоминать информацию. Результаты работы помогут усовершенствовать методы интенсивной терапии и для недоношенных детей, ведь правильное использование звуковой стимуляции может повысить их шансы на выживание и будущее правильное развитие.